Активная позиция
Дата празднования события пришлась на летний день, когда сто лет назад в столице был учрежден официальный орган власти — предшественник нынешнего Департамента спорта города Москвы. С того момента спорт как социальная практика стал неотъемлемой частью государственной идеологии. В 1920—1930-х годах популяризация спорта как инструмента формирования нового, гармонично развитого человека, «со стальными мускулами и железными нервами», способного преодолевать трудности, была стратегической задачей государства. Развернулось масштабное строительство стадионов, множились спортивные общества и секции, увлечение спортом стало массовым. Но это явление не было исключительно советским феноменом. В начале прошлого века спорт распространялся примерно одинаково во всех индустриальных странах, однако только в нашем государстве этот процесс так горячо и единодушно поддержали представители всех видов искусства. Молодое поколение художников, учившихся в ВХУТЕМАСе — Высших художественно-технических мастерских, — было само захвачено этим движением.
Несостоявшийся боксер
Преданным жрецом социалистического реализма, создавшим созвучный времени художественный язык, и большим поклонником спорта был мастер ритмического рисунка Александр Дейнека. «Я люблю спорт. Я могу любоваться часами на бегунов, пятиборцев, пловцов, лыжников… Я не понимаю, для чего нужен пейзаж машин, если в нём пребывает уродливое человеческое существо, дряблое и безвольное», — говорил живописец. Он создал картины, посвященные множеству видов спорта: «Футболист», «Лыжники», «Кросс», «Утренняя зарядка», «Физкультурница», «Бег», «Хоккеисты», «Баскетбол». Но самые знаменитые его работы на эту тему — «Эстафета по кольцу» и «Вратарь» — пронизаны движением, энергией, светом. Художник отмечал: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен… Спорт вмещает в себя оттенки ощущения. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического». Александр Дейнека с детства занимался бегом, плаванием и гимнастикой, а в студенческие годы увлекался волейболом и боксом. Говорят, что знаменитый учитель бокса Александр Гетье, у которого в середине 1920-х брал уроки молодой Дейнека в секции бокса при ВХУТЕМАСе, позднее ответил с большим сожалением на вопрос о своем ученике: «Это тот, который в художники подался? Жаль, хороший мог бы быть боксер».
Болельщик и супермен
Советский художник Юрий Пименов прославился благодаря картине «Новая Москва», на которой молодая женщина в кабриолете едет мимо пестрящего свежей штукатурной Охотного Ряда. А вот его ранняя работа «Футбол», изображающая троицу богатырей с мячом, — икона экспрессионистской живописи. Художник нарисовал эту картину в возрасте 23 лет, будучи учащимся ВХУТЕМАСа, когда он сам много играл в футбол и был страстным болельщиком. Любовь к живописи сочеталась у студентов ВХУТЕМАСа со спортом — было сложно определить, чему юноши с развитым чувством прекрасного отдавали предпочтение. Георгий Нисский, советский живописец, один из основателей «сурового стиля», на первых порах чаще посещал спортзал, чем учебные аудитории. Художник-супермен прыгал с парашютом, летал на военных самолетах, увлекался парусным спортом — все это нашло отражение в его картинах. Одним из развлечений молодого атлета было выполнить стойку на руках на парапете крыши шестиэтажного здания мастерских, поражая сокурсников и сокурсниц своей смелостью.
На выставке «Век спорта», проходящей в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу до 14 января 2024 года, экспонируется более 130 произведений живописи, графики, скульптуры, монументального искусства из собрания разных музеев нашей страны.