Воображариум Маурица Эшера

Лабиринты из дверей и лестниц, существующих наперекор гравитации, узоры из повторяющихся объектов и головокружительные оптические метаморфозы Маурица Корнелиса Эшера озадачивают не только ценителей искусства, но и серьезных ученых. Сам художник утверждал, что он лишь сохранил в себе сознание ребенка, способного бесконечно удивляться тайнам мира.
Воображариум Маурица Эшера_foto

Все относительно

«Три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Три земные поверхности прорезают друг друга под прямым углом, и каждая населена человеческими существами». Именно так нидерландский график Мауриц Корнелис Эшер объяснил сюжет своей литографии «Относительность», опубликованной в 1953 году. Парадоксальный мир, созданный воображением художника, не соответствует линейным представлениям о физических законах. Загадочные люди, которые живут в «Относительности», могут пользоваться одной и той же лестницей и даже двигаться в одном направлении. Но при этом один идет вверх, а другой — вниз. У них разные представления о горизонтали и вертикали, и встретиться им не суждено. Мастер иллюзий, создавший собственную вселенную, родился в 1898 году в Леувардене. Он пытался найти призвание в технике, музыке и архитектуре, но понял, что сильнее всего его привлекает рисование. Окончив учебу, молодой график отправился в путешествие по Испании и Италии. Главным впечатлением для него послужили орнаменты, украшающие Альгамбру — дворец в Гранаде, построенный в эпоху мусульманского господства в Испании.

Воображариум Маурица Эшера_foto

Математика в картинках

На первый взгляд детали «Относительности» и других работ Эшера кажутся вполне знакомыми. Но при подробном изучении глаз цепляется за парадоксальные нестыковки. Архитектурные формы существуют сразу в нескольких измерениях, запутывая зрителя. Перспектива, построенная по неведомому принципу, позволяет видеть объекты одновременно с нескольких сторон. Лестницы не имеют ни начала, ни конца. Дорога, ведущая вверх, переходит к собственному началу — и так до бесконечности. Еще до того, как термин «фрактал» был введен в научный обиход, Эшер начал изображать фигуры, состоящие из собственных маленьких подобий. Работы художника послужили иллюстрациями для теорий математика Германа Вейля и физика Янга Чжэньнина. Их нередко можно увидеть на обложках книг по философии, а также в оформлении прозы Хорхе Луиса Борхеса. Бесконечные лестницы нидерландского визионера и воображаемые библиотечные полки аргентинского слепца замечательно дополняют друг друга.

Воображариум Маурица Эшера_foto

Притяжение лабиринта

Популярность эшеровских работ оказалась неожиданностью для самого автора. В 60-е годы психоделические постеры с орнаментами из птиц и насекомых оценили хиппи. «Относительность» не раз пародировалась в графике и кино. Лабиринт библиотеки в экранизации романа Умберто Эко «Имени розы» напоминает фантастические лестницы Эшера. Парадоксальный дом из «Относительности» появился в мультипликациионных сериалах «Симпсоны» и «Футурама», послужил замком для короля гоблинов в исполнении Дэвида Боуи в фильме «Лабиринт» (1986). Герои фильма «Начало» (2010) ходят по бесконечной лестнице, смоделированной по образцу из литографии Эшера. Несмотря на интерес к науке, автор «Относительности» не был ученым. Кропотливо собирая паттерны из ящериц и изобретая параллельные измерения, он мастерски демонстрирует безграничные возможности человеческого воображения, проверяя на прочность обыденные представления о реальности. Встретятся ли обитатели «Относительности», которые живут в разных мирах, не подозревая о существовании друг друга? Вполне возможно. Ведь даже параллельные прямые способны пересекаться, если посмотреть на них под правильным углом.

Музей Эшера в Гааге, располагающий представительной экспозицией работ графика, расположен в здании бывшей резиденции нидерландской королевы Эммы Вальдек-Пирмонтской.

— Идеи, на которых основана моя работа, свидетельствуют об изумлении перед законами природы. Тот, кто удивляется, обнаруживает, что это само по себе является чудом.

Мауриц Корнелис Эшер

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер