Магический гиперреализм Эндрю Уайета

Американский режиссер-затворник Терренс Малик никуда не торопится. За почти 40 лет он поставил всего пять картин. Материалы к своим работам он коллекционирует годы напролет, стремясь к подлинному визуальному пиршеству: «Дни жатвы» (1978) критики называли самым живописным фильмом в истории.

Терренсу Малику не нужна известность. Он крайне редко фотографируется и практически не дает интервью. Годами он работает с одними и теми же проверенными людьми. На церемонию за каннской «Золотой пальмовой ветвью», полученной в 2011 году за «Древо жизни», Малик вовсе не явился. За него призваны говорить его полотна — по-другому широкоформатные, эпические киномонолиты и не назовешь. В 1978 году этот выпускник философского факультета Гарварда представил свой второй фильм «Дни жатвы». После чего по неизвестным причинам исчез из поля зрения публики на 20 лет, оставив в мире вместо себя библейских масштабов историю, утопленную в золотистом предзакатном мареве техасских полей.

Магический гиперреализм Эндрю Уайета_foto
Стремясь к максимальной реалистичности, Терренс Малик снимал «Дни жатвы»  с использованием сугубо естественного освещения и одевал актеров в ношеную одежду.

В личной драме молодого рабочего, его любовницы, а также сестры, которые сбежали из урбанистического ада Чикаго в сельскую глубинку, находится место убийствам, алчности, любовному треугольнику и «казням египетским» — нашествию саранчи и пожару. Но страсти людские кажутся мелочами на фоне фантастической природной реальности. Красота экранного ландшафта в «Днях жатвы» доведена до совершенства. Съемки велись, главным образом, в короткие 20-минутные промежутки «золотого света», когда солнце уже зашло, а на небе по-прежнему светло. Отсюда — теплая цветовая гамма с преобладанием золотистых и кремовых оттенков.

 

Магический гиперреализм Эндрю Уайета_foto
«Когда я начинаю по-настоящему во что-то вглядываться, в простой предмет, и осознавать его сокровенный смысл, если я начинаю ощущать его, этому нет конца». Эндрю Уайет

Корни завораживающего эффекта, которого добился Терренс Малик, лежат в живописи. «Дни жатвы» словно оживляют полотно «Мир Кристины» (1948) Эндрю Уайета, мастера магического гиперреализма. Холодный, безразличный к человеку сельский пейзаж, тонкая работа над каждой травинкой: для Уайета в искусстве нет мелочей. Фермерский дом из фильма — практически копия «Дома у железной дороги» (1925) Эдварда Хоппера. С миром живописи фильмы Терренса Малика объединяет еще одна черта: масштабы подлинника не в силах передать никакая репродукция, так что «Дни жатвы» стоит смотреть в максимальном качестве, с оригинальным звуком и на большом экране.

Крупнейшая коллекция полотен Эндрю Уайета находится в Музее Брендиуайн-ривер в Чеддс-Форде (Пенсильвания, США), в здании бывшей мельницы XIX века.

 

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер