Чао, Адель!

Квадратный холст с женским портретом, написанным Густавом Климтом в 1907 году, стал героем Голливуда. Фильм «Женщина в золотом» о борьбе наследницы за конфискованное нацистами полотно рассказывает историю австрийской «Моны Лизы», служившей украшением дворца Бельведер, но перевезенной в итоге в Новый Свет и получившей статус одной из самых дорогих картин в истории.
Чао, Адель!_foto

В 2006 году по Вене были расклеены постеры с «Женщиной в золотом» Густава Климта и надписью «Чао, Адель!». Так одно из рекламных агентств столицы прощалось с шедевром, который ассоциировался исключительно с Австрией, но после долгого судебного разбирательства поменял прописку и вот-вот должен был отправиться в США. Австрийцы не хотели отпускать реликвию. Тысячи людей выстроились вдоль улиц в тот день, когда полотно, на протяжении десятилетий служившее визитной карточкой главного государственного музея, везли в аэропорт в бронированном автомобиле. В нижнем углу портрета стоят инициалы А. Б. Б. На создание портрета 26-летней Адели Блох-Бауэр — супруги чешского сахарного магната Фердинанда Блох-Бауэра — у Густава Климта ушло несколько лет. Первые наброски были сделаны в 1903 году, за четыре года до завершения работы. Текстурный золотой фон обрамляет женщину по контуру, продолговатое лицо, изящно сложенные у груди ладони выполнены с фотографической точностью, но портрет выходит за рамки реального мира, напоминая икону. В декабре 1903 года Климт побывал в раннехристианской базилике Сан-Витале в итальянской Равенне, и в образе Адели нетрудно угадать влияние византийских мозаик VI века.

Чао, Адель!_foto

Героиня сияющего золотом полотна прожила сложную жизнь. Двое ее детей умерли в младенчестве, ее саму преследовали головные боли, пока в 1925 году Адель Блох-Бауэр не почила от менингита. В 1938 году Австрия была присоединена к нацистской Германии, Фердинанду Блох-Бауэру пришлось бежать от преследований сначала в Чехию, а потом в Швейцарию, все его имущество, включая и шедевры Климта, было конфисковано новыми властями. В 1941 году «Женщина в золотом» была выставлена в венском дворцовом комплексе Бельведер. Фердинанд Блох-Бауэр умер в Цюрихе четыре года спустя, завещав семейные ценности племянникам и племянницам. Осевшая в Калифорнии наследница Мария Альтман пыталась договориться с австрийскими властями о возвращении изъятых у ее семьи произведений искусства или справедливой компенсации. В 2000 году она начала судебное дело против Австрии и шесть лет спустя выиграла процесс. Пять картин Густава Климта, включая портрет Адели Блох-Бауэр, пересекли океан и были переданы 88-летней наследнице. На аукционе Christie’s «Женщина в золотом» была выкуплена у Марии Альтман наследником косметической империи Рональдом Лаудером за 135 миллионов долларов — уникальный случай для полотна, которому еще не исполнилось 100 лет.

Чао, Адель!_foto

После выхода фильма «Женщина в золотом» в нью-йоркскую галерею Neue Galerie начали выстраиваться длинные очереди: именно сюда новый владелец поместил портрет Адели Блох-Бауэр. Конфискация во времена аншлюса, скандальный суд, путешествие через океан никак не сказались на вневременной красоте полотна. Полные невыразимой меланхолии глаза Адели не только хранят тайны имперской Вены, но и вызывают в памяти лики святых византийских императриц с древних равеннских стен, на которых когда-то взирал Густав Климт.

В 1912 году Климт написал еще один портрет любимой натурщицы. «Портрет Адели Блох-Бауэр II» выставлен в Нью-Йоркском музее современного искусства.

В Neue Galerie на Музейной миле в Манхэттене можно оценить работы Густава Климта, Эгона Шиле, Оскара Кокошки, Отто Дикса и других немецких и австрийских мастеров начала XX века.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер