Мушкетеры выходят из сумрака

Британский визуальный кудесник Питер Гринуэй давно вышел за рамки чистого кино: он превращает свои фильмы в насыщенные смысловыми играми и ребусами инсталляции с использованием новейших технологий. Взявшись за шедевр Рембрандта, Гринуэй отыскал в нем зашифрованное послание и сюжет для целого исторического детектива.
Мушкетеры выходят из сумрака_foto
Полотно хранится в Государственном музее Амстердама. Это одна из самых больших картин музея — 363 × 437 см. «Ночной дозор» трижды подвергался попыткам уничтожения. Название «Ночной дозор» картине дали искусствоведы XIX века, ошибочно приняв слой копоти за ночное освещение. Лишь после реставрации 1947 года обнаружилось, что сцена на картине происходит днем.

С полотном «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», написанным Рембрандтом ван Рейном в 1642 году и больше известным под названием «Ночной дозор», и впрямь не все так просто. Его заказали главные герои картины — командиры роты городского ополчения, богатые амстердамские бюргеры. На картине мы видим момент, когда мушкетеры начинают движение из тенистого дворика на площадь: капитан Кок отдает приказание о выступлении, прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь. Это не статичный парадный портрет, как можно было ожидать, а полная динамики композиция. За ней явно что-то кроется…

Несколько веков полотно зачаровывает любителей искусства реалистичностью портретов и загадочными деталями. Кроме заказчиков, на картине присутствуют дополнительные персонажи: например, девочка в золотистом платье, с пистолетом и курицей на поясе. Почему капитан в правой руке в перчатке держит еще одну правую перчатку? Почему один из персонажей одет в золотой камзол, а другой — в черный? Почему тень от руки капитана падает на напарника ниже его живота? И правда ли, что за правым плечом стрелка в цилиндре Рембрандт изобразил сам себя? Гринуэй увидел в этих деталях повод для детективного расследования.

 

Мушкетеры выходят из сумрака_foto Мушкетеры выходят из сумрака_foto

В 2006 году Питер Гринуэй отметил 400-летие великого голландца съемками фильма «Ночной дозор» собственной версией событий — Рембрандт якобы зашифровал на своем полотне обвинительный акт против Баннинга Кока и ван Рейтенбюрга — убийц предыдущего капитана роты Пирса Хасселбурга. По Гринуэю, амстердамские бюргеры прочли «послание» и решили отомстить художнику. «Ночной дозор» на самом деле не понравился знатным заказчикам, художник потерял заказы, что привело его к бесславному разорению. Но это только добавляет пущей загадочности шедевру: что же скрыто за мерцающим контрастом яркого света и мрачных провалов в тени?

«По-моему, Рембрандт изобрел кинематограф за 400 лет до братьев Люмьер. Он начинает с черной поверхности и направляет на нее свет, чтобы выхватить из темноты момент жизни, миг времени. Не этот ли механизм лежит в основе кино?» Питер Гринуэй

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер