С полотном «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», написанным Рембрандтом ван Рейном в 1642 году и больше известным под названием «Ночной дозор», и впрямь не все так просто. Его заказали главные герои картины — командиры роты городского ополчения, богатые амстердамские бюргеры. На картине мы видим момент, когда мушкетеры начинают движение из тенистого дворика на площадь: капитан Кок отдает приказание о выступлении, прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь. Это не статичный парадный портрет, как можно было ожидать, а полная динамики композиция. За ней явно что-то кроется…
Несколько веков полотно зачаровывает любителей искусства реалистичностью портретов и загадочными деталями. Кроме заказчиков, на картине присутствуют дополнительные персонажи: например, девочка в золотистом платье, с пистолетом и курицей на поясе. Почему капитан в правой руке в перчатке держит еще одну правую перчатку? Почему один из персонажей одет в золотой камзол, а другой — в черный? Почему тень от руки капитана падает на напарника ниже его живота? И правда ли, что за правым плечом стрелка в цилиндре Рембрандт изобразил сам себя? Гринуэй увидел в этих деталях повод для детективного расследования.
В 2006 году Питер Гринуэй отметил 400-летие великого голландца съемками фильма «Ночной дозор» собственной версией событий — Рембрандт якобы зашифровал на своем полотне обвинительный акт против Баннинга Кока и ван Рейтенбюрга — убийц предыдущего капитана роты Пирса Хасселбурга. По Гринуэю, амстердамские бюргеры прочли «послание» и решили отомстить художнику. «Ночной дозор» на самом деле не понравился знатным заказчикам, художник потерял заказы, что привело его к бесславному разорению. Но это только добавляет пущей загадочности шедевру: что же скрыто за мерцающим контрастом яркого света и мрачных провалов в тени?
«По-моему, Рембрандт изобрел кинематограф за 400 лет до братьев Люмьер. Он начинает с черной поверхности и направляет на нее свет, чтобы выхватить из темноты момент жизни, миг времени. Не этот ли механизм лежит в основе кино?» Питер Гринуэй