Венера. Ремикс

Один из хитов галереи Уффици во Флоренции — «Рождение Венеры» работы Сандро Боттичелли — изображает богиню, которая при своей эфемерной эротичности не теряет естественной, земной, материнской привлекательности. Увековеченная классиком женщина XV века заслужила статус бесконечно цитируемой метафоры молодости и красоты.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Венера. Ремикс_foto Венера. Ремикс_foto Венера. Ремикс_foto

В наши дни парафразы сюжета полотна Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» можно встретить в самых неожиданных контекстах. Изображение богини любви, созданное в эпоху Возрождения, использовалось для продажи кроссовок, багажа и программного обеспечения Adobe. Пародии на шедевр дважды украсили обложку журнала The New Yorker, появились на вдохновенных фотосессиях и клипах с участием Бейонсе и Леди Гага. Сексапильная девушка агента 007 в исполнении актрисы Урсулы Андресс выходит из морских волн в белом бикини и раковинами в руках в первом фильме бондианы «Доктор Ноу» — Венера попала на большой экран.

Венера. Ремикс_foto

Картина Боттичелли стала неотъемлемой частью канона западного искусства, но подобный исход вовсе не был предрешен. После смерти художника в 1510 году его работы исчезли из виду, на протяжении нескольких веков никто не помнил о «Рождении Венеры». Лишь после того, как Муссолини организовал серию международных выставок старых итальянских мастеров, «Венера» нашла путь к широкой публике. Полотно вызвало сенсацию в Лондоне, Париже и Сан-Франциско в 1935 году. Когда оно было выставлено в нью-йоркском Музее современного искусства в 1940 году, за 74 дня музей принял 290 тысяч посетителей. «Рождение Венеры» изображает волнующий момент греческого мифа, в котором обнаженная богиня любви выходит из морской пучины.

В работе Боттичелли Венера подгоняема легким ветерком Зефира — западного ветра — и балансирует на гигантской раковине. Одна из граций бежит к ней навстречу, протягивая одежду, усеянную цветами. В Средние века раковина ассоциировалась с непорочностью Девы Марии. Боттичелли возвращает древнему символу первоначальный смысл: раковина, сопровождавшая изображения Венеры, означает плодородие и чувственные удовольствия. Между тем его Венера чиста и целомудренна. Поза с опорой на одну ногу, изящный изгиб бедра и общие пропорции тела — все это в облике богини позволяет различить влияние классической греческой скульптуры. Эталон женской красоты, заданный Боттичелли, в наши дни стал точкой отсчета для восхищенных посвящений, объектом бунтарских переосмыслений и способом привлечь внимание к дискуссионным аспектам идеи привлекательности.

Венера. Ремикс_foto Венера. Ремикс_foto Венера. Ремикс_foto

Китайский художник Инь Синь, который перерабатывает европейскую классику, придавая ей восточные черты, преобразил Венеру в 2008 году. На его холсте лигурийская блондинка с волнистыми прядями превратилась в черноволосую азиатку. Фотограф Дэвид Лашапель представил иконический образ в собственном неповторимом стиле. На фотопортрете «Перерождение Венеры» (2009), выставленном в берлинской Галерее живописи, богиня чувственных удовольствий предстает в виде загорелой поп-звезды с золотой короной на голове и в сияющих голубых туфлях. Роль Средиземноморья играет тихоокеанский утес на Гавайях. Режиссер и комик Терри Гиллиам «оживил» сцену явления Венеры из раковины в фильме «Приключения барона Мюнхгаузена» (1988), где богиня в исполнении Умы Турман ошеломляет героев картины чудесным появлением из фонтана дворца. Окончивший курс истории искусств Гиллиам объяснил свою идею так: «Мне нравится идея модернизации картины. У нее был свой контекст, а теперь давайте снимем полотно со стены музея и перенесем в фильм, чтобы люди улыбались, смеялись или даже… шли в музей, чтобы увидеть его!»

Индустрия моды давно интересуется Боттичелли. Цветы с полотен мастера вдохновили Эльзу Скиапарелли и дом Valentino на создание тканей с флористическим орнаментом. Коллаж из «Рождения Венеры» используется в декоре знаменитого облегающего платья Dolce & Gabbana 1993 года.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер