Котелок, яблоко и сын человеческий

Изображение человека, чье лицо скрыто яблоком, цитируется в кино, графике и рекламе настолько часто, что можно забыть о том, кто является его первоначальным автором. Когда бельгийский художник Рене Магритт в 1964 году закончил свое полотно «Сын человеческий», он не знал, что породил одну из икон массовой культуры.
Котелок, яблоко и сын человеческий_foto Котелок, яблоко и сын человеческий_foto Котелок, яблоко и сын человеческий_foto
Несколько лет назад знаменитая марка Samsonite создала капсульную коллекцию René Magritte I Cosmolite® Limited Edition, вдохновленную творчеством Рене Магритта.

«Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Мои картины просто выявляют

такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом».

Рене Магритт

Если Марсель Дюшан и Сальвадор Дали славились скандальным поведением, то их коллега по сюрреалистическому лагерю Рене Магритт мирно сидел у себя дома в Брюсселе и работал дни напролет. Зато на его полотнах царит форменный беспредел: поезд выезжает из камина, горящие свечи ползут по земле подобно змеям, человек видит в зеркале свой же затылок. Причуды воображения Магритт прятал за внешностью буржуа, озадачивая экстравагантных коллег. Именно себя и изобразил художник в виде анонимного человека в пальто и котелке, лицо которого скрыто то трубкой, то птицей, то зеленым яблоком. Но волей-неволей он воплотил на холсте обезличенного человека современности. Безупречный господин, «как все», который прячет свое лицо — именно этот образ Магритта из картины «Сын человеческий» пленил воображение любителей искусства, мастеров поп-арта и деятелей массовой культуры. Его можно обнаружить в фильмах и сериалах от «Аферы Томаса Крауна» до «Симпсонов». Пол Маккартни признался, что название и логотип организованной «Битлами» фирмы Apple были навеяны шедевром Магритта. Та же картина служит источником бесконечного числа интерпретаций и пародий: например, поклонники продукции Apple любят заменять незнакомца в котелке фигурой Стива Джобса.

Возможно, причина такого успеха — близость полотен Магритта к рекламной эстетике: не зря же будущий знаменитый живописец долгое время рисовал плакаты для фабрики бумажной продукции. Сюрреалисты уверяли, что их работы — вовсе не сон, не бред и не галлюцинация, а истинный реализм, показывающий мир таким, какой он есть. И все же «Сын человеческий» — не плакат и не рисунок с натуры, а философская притча. И хотя сам автор всячески противился попыткам интерпретировать его работы, призывая просто рассматривать их, он не мог не осознавать, сколько смысловых пластов скрыто за каждой деталью. Яблоко может выступать символом искушения, которое неотвратимо следует за человеком, или препятствием, которое мешает человеку видеть мир во всей его полноте. А еще — метафорой вечного человеческого интереса к тому, что скрыто за привычными вещами. Конечно, за яблоком что-то есть, но что? Господин в котелке наверняка чувствует дискомфорт и хочет избавиться от мешающего обзору предмета, зритель картины тоже пытается инстинктивно заглянуть за помеху. При столкновении с «Сыном человеческим» нас завораживает невозможность установить контакт глаза в глаза, к которому мы привыкли. И яблоко перед глазами уже не кажется таким уж сюрреалистическим.

В экспозицию Музея Рене Магритта в Брюсселе входят более двух сотен произведений, это самая большая коллекция художника в мире.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер