Школа танца

За буйство красок, прямоту линий и пластичность форм «Танца» французский художник Анри Матисс получил прозвище «дикого» художника. Пылающие тела, соединившие руки, образуют замкнутый круг, который заряжен древней энергией ритма. «Неодолимая кульминация яркости» — именно так Матисс описал собственное полотно, которое дольше века гипнотизирует зрителей и вдохновляет художников.
Школа танца_foto
Яркими, энергичными, контрастными цветовыми сочетаниями в комбинации с плоскими формами Анри Матисс вдохновился во время путешествий по Марокко и Алжиру.

Танец — стихия, которая захватила Париж в начале прошлого века. Гастроли Русских сезонов Сергея Дягилева произвели сенсацию в 1906 году, и одно упоминание Les ballets russes на афише гарантировало полный зал. Полотно «Танец» Анри Матисса не только послужило основой для множества парафразов, но и само в некотором роде стало реакцией на актуальные художественные события. Например, на славу Айседоры Дункан, бросившей вызов академическим канонам. Танцоры с картины напоминают о золотом веке модернисткой хореографии — и словно предвосхищают танцующих девушек из балета Игоря Стравинского «Весна священная», премьера которого вызвала фурор в театре на Елисейских Полях в 1913 году. Пять фигур резко выделяются на фоне зеленого пейзажа и глубокой небесной лазури. Замкнутая структура из слившихся в экстазе тел аккумулирует чувственную энергию, которая словно стремится выйти за пределы полотна. Следуя замыслу художника, нью-йоркский танцевальный ансамбль Mark Morris Dance Group создал номер на основе шедевра Матисса. Знаменитое фото воспитанниц школы британской танцовщицы Маргарет Моррис, которые репетируют на берегу моря в 1934 году, также весьма напоминает «Танец».

Школа танца_foto Школа танца_foto
Одним из любимых городов Матисса была Ницца, где художник прожил почти сорок лет. Здесь в саду «Арен де Симье» располагается Национальный музей Анри Матисса с собранием сотен полотен, рисунков и скульптур.

В живой пластике причудливым образом угадываются провансальские народные танцы, которые Матисс наблюдал в кабаре Moulin de la Galette, фигуры с древнегреческих ваз и образы счастливых обитателей рая с полотна Лукаса Кранаха Старшего «Золотой век», которые кружатся вокруг плодоносящего дерева. Но если гений Ренессанса стремился к реалистичности и конкретности, то обнаженные тела у Матисса оставляют ощущение обобщенной первобытности. Это платоновская «идея» танца, архетип эмоционального освобождения и совместной творческой работы. Логотипы благотворительного фонда Telluride Foundation и Олимпиады в Бразилии 2016 года напоминают сюжет «Танца». Групповая скульптура Джоржа Сигала, выставленная в вашингтонской Национальной галерее искусства, также развивает идею Матисса, но изображает неловких и смущенных танцовщиц. Зато израильская художница Дорит Левинштейн вторит оригиналу в собственном неповторимом стиле. Абстрактные бронзовые фигуры ярких расцветок выражают восторженное чувство непрерывного движения.

«Танец» хранится в петербургском Эрмитаже. Это огромное полотно (размер 260 на 391 сантиметр) до 1917 года украшало лестницу в особняке заказчика — московского коллекционера Сергея Щукина. Но кроме хрестоматийного эрмитажного варианта, существует ранняя версия, которая была написана Матиссом в марте 1909 года в качестве эскиза. Ныне она выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В этом же собрании можно увидеть и одну из самых известных визуальных отсылок к Матиссу. В работе Роя Лихтенштейна «Студия художника. Танец» (1974) шедевр французского мастера служит фоном для натюрморта, в котором фигурируют скульптурный кусок древесины, пузатая бутылка и несколько лимонов на тарелке. И даже в этой утилитарной роли композиция Матисса полна витальной силы. Лихтенштейн создавал искусство, рассказывающее о другом искусстве. Цикл цитат бесконечен — как и хоровод, который воплотил на холсте Матисс.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Кристина Фадина