Что скрывают точки

Шесть квадратных метров холста, покрытые мельчайшими точками, и загадочная сцена у реки, которая завораживает зрителей, критиков и художников почти полтора века. В грандиозном полотне «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» французский художник Жорж Пьер Сёра воплотил метафору городской жизни, вызывающую разнообразные трактовки — вплоть до полярно противоположных.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Что скрывают точки_foto Что скрывают точки_foto
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» можно рассмотреть в деталях в Чикагском институте искусств, который знаменит обширной коллекцией шедевров импрессионистов.

С февраля по апрель 2017 года на Бродвее с успехом прошла современная версия мюзикла «Воскресенье в парке с Джорджем» с Джейком Джилленхолом в главной роли. В основу постановки был положен сюжет полотна «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» работы Жоржа Пьера Сёра, которое было впервые представлено публике на парижской выставке импрессионистов в 1886 году. При своем солидном возрасте картина, с помощью которой художник собирался «свести фигуры современных людей к их сути», не утратила ни толики своего магнетического очарования. Что за люди собрались на берегу реки и какие отношения связывают этих персонажей? На острове Гранд-Жатт собирается респектабельная публика. Дамы под зонтиками. Мужчина в цилиндре и курильщик трубки. Два солдата. Гребцы в лодке. Правда, девушка с удочкой вовсе не похожа на рыболова-любителя. Что (или кого) она ловит у реки в воскресный день? На поводке у дамы на переднем плане вовсе не собачка, а обезьянка, по мнению обывателей, — символ развратности. Застывшие в неестественных позах египетских барельефов люди-манекены с лицами, лишенными эмоций, явно что-то скрывают.

Художник Жорж Сера

Что скрывают точки_foto Что скрывают точки_foto
Живописный остров в парижском департаменте О-де-Сен вдохновил не только Сёра. В 1878 году Клод Моне создал пейзаж «Весна на Гранд-Жатт» на том же берегу Сены.

Работа Жоржа Пьера Сёра послужила точкой отсчета для целого направления в живописи — пуантилизма. Замысел художника состоял в том, чтобы точки чистых цветов, методично нанесенные на холст, смешались на сетчатке глаза, создавая целостную картину. Неделимый атом новой художественной реальности, точечный мазок pointillé в некотором роде предвосхитил эпоху новых технологий, ведь изображение на телевизионной панели или компьютерном мониторе также формируется из тысяч цветных точек. Не случайно современный карикатурист дал в руки персонажам Сёра смартфоны и планшеты, чтобы высмеять господство медиа в XXI веке. Это не единственный случай, когда «Гранд-Жатт» становился объектом пародийного переосмысления. На рекламном постере сериала «Офис», созданном в 2011 году, персонажи популярной телевизионной драмы расположились в позах, заданных Сёра. На лужайке у реки размещались желтоголовые герои «Симпсонов», модели журнала Playboy, пластилиновые фигурки и 8-битные абстракции. Скульптор Джеймс Т. Мейсон в городе Колумбус, штат Огайо, создал парк-топиарий, в котором герои полотна выполнены в форме искусно подстриженных кустов.

Пуантализм

Что скрывают точки_foto Что скрывают точки_foto

Воскресный день, увековеченный Сёра, вышел за рамки своего времени. «Гранд-Жатт» вдохновил на творчество не только бродвейских продюсеров и постмодернистских иллюстраторов, но и немецкого философа Эрнста Блоха. Усмотрев за сценой летнего умиротворения социально-политический подтекст, выдающийся марксист в 1950 году написал труд «Принцип надежды», в котором пришел к выводу, что полотно Сёра воспроизводит «мозаику скуки» — публичное одиночество, монотонный образ жизни и духовный упадок эпохи рыночной экономики. В свою очередь, критик Феликс Фенеон — современник Сёра и убежденный защитник техники пуантилизма — наделил «Гранд-Жатт» жизнеутверждающим смыслом. В конце концов, мрачные тайны уходят на второй план, когда «разношерстная толпа» просто наслаждается чудесным днем в разгар лета.

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер