Хоппер. Эффект саспенса

Немногословный классик американской живописи Эдвард Хоппер редко пускался в объяснения своих работ и открещивался от попыток связать его творчество с критикой социальных явлений. И все же в отношении своего шедевра «Полуночники» Хоппер признал, что, возможно, бессознательно ему удалось «изобразить само одиночество в большом городе».
Хоппер. Эффект саспенса_foto
Увлеченные авангардом современники считали его живопись скучной и консервативной; сегодня в ней видится отражение человеческой беспомощности в условиях мятежного века.

Ночь. Улица. Фонарь

В 1926 году Джон Дос Пассос в романе «Манхэттен» выразил идею города, населенного изолированными друг от друга людьми, подобными частям огромной машины. Визуальным контрапунктом к озарению великого прозаика можно считать живопись Эдварда Хоппера. Угрюмые новостройки Нью-Йорка, офисы в небоскребах, типовые гостиничные номера, ночные ужины в уличных кафе: созданные художником индустриальные ландшафты — невыразимо печальные, запретные места, ставшие неотъемлемой частью американского мифа XX века. Прогуливаясь по Нью-Йорку с альбомом для зарисовок, Эдвард Хоппер однажды сделал набросок посетителя закусочной в районе Гринвич-Виллидж на Манхэттене. Эскиз превратился в полномасштабное полотно после того, как художник узнал о нападении на Перл-Харбор. «Полуночники» отразили чувство подавленности, которое охватило США в 1941 году. Минимум деталей и цвета. Большую часть пространства занимает безлюдная улица. Ночное кафе — островок электрического света в океане мрака. Внутри находятся двое одинаково одетых мужчин, женщина, которая занимает себя разглядыванием некого предмета, и бармен, застывший в неудобном положении, словно на стоп-кадре.

 

Хоппер. Эффект саспенса_foto Хоппер. Эффект саспенса_foto
Эксперт по творчеству Эдварда Хоппера профессор Гейл Левин определил местоположение бара с полотна: он находится на нью-йоркской площади Мулри, где сходятся 11-я Гринвич-стрит и Седьмая авеню.

Глаз как камера

Присутствие людей в этом месте является случайным. Они не смотрят друг на друга и ничем не выдают отношений между собой. Бар-аквариум похож на стеклянную тюрьму, откуда нет выхода. Но оцепенелое бездействие полуночников является мнимым. Молчаливые, не снимающие шляп мужчины как будто чего-то ждут. Центральный персонаж показан со спины — это классический случай саспенса, когда, на первый взгляд, ничего особенного не происходит, но напряжение нарастает. Полуночники Хоппера похожи на персонажей фильмов в жанре нуар, которые выжили наперекор враждебному и развращенному миру. И кинематографические ассоциации отнюдь не случайны. В любви к «Полуночникам» признавался мастер эффекта напряженного ожидания Дэвид Линч. Ридли Скотт вдохновлялся творчеством Хоппера, создавая урбанистические декорации к «Бегущему по лезвию». Режиссер Вим Вендерс сказал про картины Хоппера: «Вы всегда можете сказать, где находится камера». Немецкий киноклассик воссоздал интерьер «Полуночников» для фильма «Конец насилия» (1997). Персонажи «Американцев» (1992) Джеймса Фоули посещают кафе в духе Эдварда Хоппера, которое резонирует с их отчаянием.

 

Хоппер. Эффект саспенса_foto Хоппер. Эффект саспенса_foto
«Если бы я мог выразить себя словами, мне не пришлось бы рисовать». Эдвард Хоппер

Одиночество в 3D

Сюжет, изображенный Эдвардом Хоппером, не раз пародировался другими художниками. В «Бульваре разбитых надежд» (1984) Готфрид Хельнвайн изобразил Элвиса Пресли, Джеймса Дина, Мэрилин Монро и Хамфри Богарта, сидящих в пустом баре. Ред Грумз воссоздал картину под названием Nighthawks Revisited (1980), в которой в роли одного из посетителей бара выступает Эдвард Хоппер, а в роли рыжего парня за прилавком — сам Грумз. В 2005 году Бэнкси дополнил мизансцену «Полуночников» упитанным футбольным фанатом в трусах в цветах британского флага, который разбил хопперовское стекло пластиковым стулом. В августе 2013 года на Манхэттене появилась 3D-версия «Полуночников». Одно из самых узнаваемых произведений американского искусства XX века обрело новую форму в честь открытия масштабной выставки в музее Уитни. Фигуры с полотна были визуализированы с помощью трехмерного изображения в стеклянном выставочном павильоне Flatiron Prow Artspace у подножия небоскреба Флэтайрон-билдинг. «Полуночники» с легкостью вписались в антураж современного Нью-Йорка. И хотя фетровые шляпы 40-х годов вышли из моды, чувство потерянности посреди мегаполиса не только не исчезло, но, пожалуй, стало еще более вопиющим.

Хоппер. Эффект саспенса_foto Хоппер. Эффект саспенса_foto
«Оригинальность художника — это не изобретательность и не метод, тем более не модный метод — это квинтэссенция личности». Эдвард Хоппер

По хопперовским местам

Знаменитых «Полуночников» можно увидеть в чикагском Институте искусств.

Чикаго, Саут-Мичиган-авеню, 111

Самая большая коллекция полотен Эдварда Хоппера выставляется в Музее американского искусства «Уитни».

Нью-Йорк,  Мэдисон-авеню, 945

Дом, в котором родился Хоппер, открыт для посещения и служит галереей.

Штат Нью-Йорк, Найак, Норт Бродвей, 82

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер