Инфанта в Зазеркалье

Когда Диего Веласкес в 1654 году писал портрет всеобщей любимицы чопорного испанского двора — инфанты Маргариты, он не подозревал, что его «Менины» превратятся в неразрешимую загадку, бесконечно рождающую десятки толкований, от строго логических до интуитивных и иллюзорных. А также вдохновляющую других художников искать ответ на вопрос, что же на самом деле изображено на полотне великого испанца, но не явлено глазу напрямую.
Инфанта в Зазеркалье_foto Инфанта в Зазеркалье_foto
Вариации «Менин» авторства Пабло Пикассо можно увидеть в Музее Пикассо в Барселоне.

Как писал Гюстав Флобер, «объяснить произведение искусства можно только другим произведением искусства». Много лет знаменитые «Менины» Веласкеса не давали покоя Пабло Пикассо, который в итоге создал 58 вариаций на тему шедевра, отказавшись от реалистичной манеры письма в пользу геометрических фигур и контрастных цветов. Дерзкий революционер Пикассо вступил в соперничество с Веласкесом, олицетворявшим собой высочайшие достижения испанской художественной культуры. Сальвадор Дали пошел еще дальше, заменив героев полотна цифрами. Колумбийский художник Аранга Рамиро представил тех же персонажей в виде фруктов. Американский фотограф Джоэль Питер Уиткин создал по мотивам шедевра фотоколлаж, населенный пугающими образами. В версии аргентинского художника Мартина Ла Спины инфанта и ее свита словно плавают под водой среди рыб, а их пышные юбки превращаются в медуз. Мы знаем по именам практически всех персонажей «Менин» от короля до собаки, но самый простой вопрос о том, кто является ключевым персонажем работы Веласкеса, по-прежнему остается без ответа. Это полотно, больше похожее на моментальный снимок, зафиксировало случайную сцену в королевском дворце в Мадриде — и сохранило ее на века. Придворный художник пишет портрет Филиппа IV и его супруги Марианны, которые изображены в виде неясных пятен на зеркальной амальгаме. В центре композиции находится пятилетняя инфанта Маргарита Тереза, которая через 10 лет после написания картины будет провозглашена императрицей. По всей видимости, она только что вошла в комнату со своей свитой. Свет, как и взгляды родителей, направлен на девочку. И все же нельзя сказать определенно, является ли она главной героиней «Менин».

Инфанта в Зазеркалье_foto Инфанта в Зазеркалье_foto
В стихах, посвященных Веласкесу, Франсиско де Кеведо вопрошает: «Где живопись? Все кажется реальным / В твоей картине, как в стекле зеркальном».

Согласно одной из версий, Веласкес изобразил момент работы над портретом короля и королевы, стоящими перед его взором. Другая теория утверждает, что художник создает портрет инфанты, внимательно глядя в большое зеркало. Огромный мольберт развернут от нас, так что мы не можем видеть, над чем же работает живописец. А может, главными героями картины, согласно ее названию, и вовсе являются придворные, которые подают воду Маргарите, ведь менины — это по-испански фрейлины? Многослойное полотно грозит вырасти за пределы рамы, оно расширяется одновременно во все стороны, вовлекая зрителей в свое пространство, а размытые акценты заставляют тщетно блуждать взглядом по комнате, погруженной во мрак, в поисках привычных ориентиров. Возможно, секрет шедевра Веласкеса в том, что он непостижим, как сама жизнь. Когда французский поэт-романтик Теофиль Готье впервые увидел работу «Менины», то воскликнул: «А где же картина?» В музее Прадо легендарное полотно намеренно размещается низко, чтобы зритель оказался практически на одном уровне с его персонажами — и мысленно ощутил себя в мадридской мастерской XVII века. Не случайно «Менины» часто рассматриваются в качестве «картины о картинах», философского рассуждения о природе искусства, которое вовлекает зрителя в визуальную игру, срежессированную художником много столетий назад. В конце концов зрители тоже попадают в число героев «Менин», и сам Веласкес вглядывается прямо нам в глаза, бросая вызов пространству и времени.

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер