— Юлия, как-то вы сказали, что для любого артиста сыграть в сказке — это мечта. Чем для вас любопытен этот жанр?
— Прежде всего это театральный жанр, а я — театральная актриса. В сказке, например, можно существовать более ярко, открыто, нарочито, использовать те актерские инструменты, которые в кино не применимы. Здесь речь скорее про сильные эмоции, гиперболизированные, про энергию. Войти в образ Бабы-яги для меня было достаточно просто, и в этом мне помогала потрясающий художник по гриму Ольга Афиногенова. Она мастерски превращала меня в сказочную героиню, и в процессе «преображения» была определенная магия. Надевая на меня парик, Оля всякий раз приговаривала: «Это — локоны Венеры».
— Баба-яга в вашей интерпретации — молодая, озорная и по-хорошему хулиганистая. То есть она добрая волшебница, а не отрицательный сказочный персонаж, каким мы привыкли ее считать с детства
— Давайте начнем с основ. Как мы привыкли называть Бабу-ягу? Баба-яга — костяная нога! Персонаж этот в славянском фольклоре очень интересный. Почему же костяная нога? Да потому что одной ногой она стоит в потустороннем мире, а другой — в нашем. Живет старушка в ветхой избушке, которая всегда находится где-то на опушке, буквально на границе двух миров — между таинственным лесом, полным нечисти, и миром живых. Сочетая в себе противоборство двух основ, этот персонаж изначально парадоксальный. Она и добрая, и злая. И хорошая, и плохая. И поскольку она все-таки волшебница, то в ее силе творить чудеса и менять окружающую действительность. Именно этой двойственностью персонаж Баби-яги был мне любопытен с точки зрения творческой задачи. С детства у нас сформировался неоднозначный образ, мы привыкли видеть ее старой, некрасивой, в лохмотьях. Моя Баба-яга — молодая, забавная, вполне себе симпатичная. В таком облике вы точно еще не видели эту сказочную героиню! Но будет и привычная, «взрослая» Баба-яга в исполнении Елены Яковлевой.
— Мы с вами беседуем накануне семейных домашних праздников — Нового года и Рождества. А что для вас значит дом?
— Понятие «дом» — одно из важнейших в моей жизни. Я вообще не представляю, как можно работать, если не чувствуешь себя «как дома». В этом смысле для меня и театр как дом, и любое творчество представляется домашним пространством. Дом — это место, где тебе хорошо, свободно, спокойно, уютно, где ты можешь творить. Куда бы я ни приходила и чем бы ни занималась, всегда вокруг себя хочется создавать домашнюю атмосферу.
— Какие домашние традиции вы стараетесь сохранить в своей семье?
— Традиций много, они очень простые и понятные. Например, мы всегда стараемся вместе проводить вечера. Собираясь, беседуем, как у кого прошел день. Это действительно важно, потому что в таких, на первый взгляд, обычных семейных вечерах чувствуются моменты единения, прочные связи. Все праздники, дни рождения проводим всегда вместе. Не хочется ничего придумывать оригинального, главная наша традиция — находить время друг для друга.
— Юлия, а есть такие события, которые вы хотели бы пережить заново?
— Меня устраивает то, как сложилась моя жизнь, и то, что происходит со мной в настоящее время. Если же говорить метафорично, то каждое новое творческое начинание — это будто рождение. Я люблю «заходить» в новую жизнь, мне нравится себя менять, переживать трансформации. Так или иначе каждая новая роль на сцене или в кино сопровождается для меня перерождением. А еще у меня как у женщины на разном этапе случались вхождения в новые статусы. Родилась дочь — и вот я мама. Родилась вторая — и я уже дважды мама, а это немного иная роль. Отучилась в театральном институте — родилась как актриса.
— Помните свое самое яркое детское воспоминание, связанное с театром или кино, которое повлияло на ваш выбор профессии?
— Трудно назвать какое-то конкретное событие… Мне всегда нравится контакт со зрителем. До сих пор театр и живые музыкальные выступления для меня в приоритете. Хотя я очень люблю кино. Особенное удовольствие получаю, когда смотрю премьеру фильма в кинотеатре вместе со зрителем. Отвечу так: настоящий, «живой» контакт с людьми стал главной причиной, по которой мне захотелось стать актрисой.
— Какой ваш самый необычный источник вдохновения?
— Как говорил мой мастер, театр рождается из тишины. Я уверена, очень многое, важное, ценное для нас появляется на свет из абсолютной тишины. Когда необходимо прийти в состояние ноль и затем из тишины и спокойствия начинать новое дело. Кстати, утренние ритуалы можно рассматривать в качестве подготовки к предстоящему дню и новым свершениям. Каждое свое утро я начинаю со стакана теплой воды. Обязательно гуляю с собакой, ментально настраиваюсь осуществить все задуманное на день и хотя бы 15 минут непременно посвящаю спокойствию. Еще по утрам делаю дыхательную гимнастику, практикую цигун. Не всегда удается выделить на это время в ежедневном формате, но я стараюсь.
— О чем мечтает успешная реализованная актриса, счастливая мама и человек, побывавший на Международной космической станции? Более того, вы не просто побывали на МКС, а сыграли главную роль в картине, которая стала первой в мире художественной лентой, снятой в космосе!
— Мой девиз — не переставай мечтать! Одно из моих самых сокровенных желаний сбылось совсем недавно — я очень счастлива, что наконец появилась группа «Мандрагора». Музыка по-настоящему и серьезно вошла в мою жизнь и стала для меня новым вектором моего развития.
— По прошествии времени, когда эмоции и впечатления чуть снизили свой градус, свыклись ли вы с той мыслью, что оказались в бескрайних пространствах нашей Вселенной?
— Свыкнуться с мыслью, что ты побывал в космосе, очень трудно, да и не нужно. Это чудо, которое случилось с нами. К тому же наш полет был связан с непростыми творческими задачами — мы были причастны к созданию уникального в истории кинематографа фильма, съемки которого проходили на МКС, за пределами нашей планеты. В «Вызове» я исполнила роль хирурга, которому предстояло спасти на орбите космонавта. Вместе с опытными врачами мы продумывали, как будет выглядеть хирургическая операция в невесомости, моделировали эту ситуацию. Отвечая на ваш вопрос, скажу так: я даже не хочу свыкаться с тем, что с нами все это было!
— Это поистине удивительный факт вашей биографии. Насколько он изменил ваше восприятие жизни?
— Я вернулась на Землю с мыслью, что пора перестать кому-то что-то доказывать, да и себе тоже. Пора создавать то, во что ты сам веришь. А еще я усвоила некоторые уроки, полученные в космосе. Всегда знала, что любое дело — это команда, ансамбль, дыхание в унисон, ощущение родного, товарищеского плеча рядом. Просто космос мне еще раз напомнил, что если бы не наш экипаж, состоящий из пяти человек, друг за друга стоящих, друг в друга верящих, поддерживающих друг друга и делающих одно большое общее дело, то ничего бы не получилось. Тогда я отчетливо осознала, что только в объединении уважающих и восхищающихся друг другом людей можно создавать что-то настоящее и важное.
— Уже знаете, как отметите главный зимний праздник года?
—Я пока не придумала, чем мы займемся в новогодние каникулы и как именно будем встречать Новый год. Точно знаю, что будем вместе с семьей. У нас есть традиция — 31 декабря мы смотрим балет «Щелкунчик». Или, возможно, сходим с моими девчонками на фортепианный концерт. Предпочту в этот раз отдаться на откуп судьбе, потоку событий, которые то и дело происходят с нами.
— Юлия, что вы хотели бы взять с собой из опыта 2024 года в новый и какие цели ставите перед собой?
— В уходящем году положено начало тому, чем я всегда хотела заниматься — в начале 2024-го образовалась группа «Мандрагора», состоялось наше первое выступление на «Квартирнике» Евгения Маргулиса на телеканале НТВ, в июне — дебютное фестивальное выступление. Надеюсь, 2025-й станет для меня музыкально насыщенным годом и для всех нас он будет полным радостных событий, долгожданных встреч, незабываемых путешествий и семейного благополучия!
Беседовала Юлиана Новоселова
Фото: Полина Кахорова
Фото из фильмов пишем: студия Yellow, Black and White