— Владислав, актеры — великие обманщики. Какую среди всех ваших ролей вы считаете наиболее правдоподобной, когда «обмануть» зрителя получилось удачнее всего?
— В третьей части сериала «Медиатор» я исполнил роль умного, красивого, харизматичного манипулятора по кличке Волк. И это было поистине сложной актерской задачей — требовалось прожить жизнь хорошего парня, который немного запутался в собственных поступках и не знает, как выйти из сложившихся обстоятельств. Волк надел маску манипулятора, он травмирован с детства, буквально изранен непростыми отношениями с мамой, которая оскорбляла сына и даже прикладывала физическую силу, воспитывая. При этом мой герой сумел сохранить внутренний свет. Огромная благодарность режиссеру «Медиатора» Тёме Аксененко, который вместе со мной детально продумывал характер моего персонажа. Мы встречались, искали референсы, смотрели фильмы, много спорили и обсуждали вектор развития Волка. Думаю, нам удалось таким образом «обмануть» зрителя и показать не только темную сторону его души.
— В двух сериалах из вашей фильмографии — «Жить жизнь» и «Медиатор» — ваши герои сталкиваются с манипуляциями. А вы легко распознаете этот психологический прием по ту сторону экрана?
— Наверное, я по-настоящему счастливый человек — не сталкивался ни с абьюзом, ни с разного рода манипуляциями. Либо, если они и происходили, то незаметно для меня. Думаю, я умею распознавать этот прием на интуитивном уровне. Умею говорить «нет», отстаивать свои границы и показывать людям, как со мной обращаться нельзя. Вообще манипуляция — это всегда плохо. Оправданна она разве что в творческих профессиях, когда манипуляция выполняет задачу по раскрытию потенциала актера. В каком-то смысле, нами манипулировали в театральном институте. Не помню, чтобы где-то рассказывал эту историю, но хочется быть с вами честным до конца: лет в 18 я был самым настоящим психологическим тираном в отношениях со своей девушкой. Сейчас мы с ней поддерживаем теплые дружеские отношения, но тогда была сильная обида, ревность, я манипулировал ею из-за ее нелюбви ко мне, мне не хватало внимания и я будто выпрашивал его. Оглядываясь назад и анализируя тот свой опыт, прихожу к выводу, что мне в принципе не хватало внимания всегда. Но эта тема меня никогда не беспокоила настолько, чтобы в нее погружаться и разбирать ее анатомически. Я сделал выводы, как себя не стоит вести. По случаю передаю привет Айгуль, которая преподала мне самый ценный урок в жизни.
— Влад, а какие жизненные перипетии из вашего личного опыта могли бы стать сюжетом для фильма?
— Вы удивитесь, но я снова буду рассказывать вам про Айгуль, потому что она повлияла на мою дальнейшую судьбу. После школы я поступил в авиационный институт в Уфе, без особого желания, что четко понимал, к тому же родители оплачивали мое обучение, и это меня очень тяготило. И вот однажды Айгуль спросила, а как меня угораздило среди всех возможных вариантов выбрать именно этот вуз, абсолютно нетворческий? И напомнила, что в школе я постоянно пел, танцевал, играл в КВН, занимался самодеятельностью, отметила и мои внешние данные. Именно Айгуль посоветовала поступить в театральный, и это стало переломным моментом в моей жизни. Уже на следующий год я отправился покорять столицу, сдавал новую порцию ЕГЭ. Не поступил. Вернулся в Уфу. Продолжил учиться в авиационном с осознанием, чем хочу заниматься. Через год снова пытался поступить в институты сразу в двух городах — в Москве и Петербурге. В Москве меня не взяли, на вступительных в Петербурге получил серьезную травму со смещением коленной чашечки.
— Это могла бы быть киноистория про путь к мечте через боль в прямом смысле этого слова!
— Более того, в Мариинской больнице мне наложили большую лангету — от верха ноги до самого низа, и я перед приемной комиссией во время сдачи пластического высказывания танцевал… сидя на стуле! А еще пел «Песенку о шпаге», которую когда-то исполнял Андрей Миронов. Комиссия прониклась, и я прошел дальше. Вернувшись в Уфу, обратился в больницу, потому что требовалась операция. И, как сказали местные врачи, помедли я еще дня два, пришлось бы мне ампутировать ногу, настолько плачевной была ситуация. Очнувшись от наркоза, первым делом стал смотреть в телефоне опубликованные списки поступивших на бюджет. И увидел свою фамилию, самой последней. Неудивительно, я же Ценёв. Родители не поверили, думали, это послеоперационный бред. А потом были слезы радости и слова поддержки. На поступление я пришел с тросточкой и гипсом, а через месяц уже танцевал, как и обещал самому себе. Так начался совершенно новый этап в моей жизни, связанный с творчеством. На самом деле я всегда жил творчески — много пел, рано начал читать книги, вдохновлялся вымышленными путешествиями Мюнхгаузена, любил аллегорическую повесть-сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Но почему-то никто по-настоящему не замечал выход этой моей энергии. Вместо творческих кружков я посещал спортивные секции — плавание, карате, фехтование, бокс, смешанные единоборства.
— Возможно, они сформировали в вас желание идти к победе вопреки, развили в вас волевые качества.
— Жесткая дисциплина — это абсолютно про меня! На самом деле во мне ее воспитал мой дед, он для меня остается примером для подражания. С ним и бабушкой-нанаечкой — это татарская бабушка со стороны отца — я проводил много времени в детстве. Дед до сих пор рано просыпается, делает зарядку, гладит себе рубашки, штаны. Он человек строгого порядка и режима, хотя ему уже 85! Дед меня муштровал, когда я был ребенком: я вставал часов в 5—6 утра, чтобы гвоздодером доставать из досок гвозди, поливать грядки, что-то вскапывать, при этом дед всегда поощрял меня подарками, поддерживал, в том числе материально. На карманные можно было месяц покупать мороженое! Родители и педагоги тоже отточили мою самодисциплину. Считаю, что это волевое качество очень необходимо творческому человеку.
— А в кино вы кем вдохновляетесь?
— Меня цепляют люди, у которых есть собственное высказывание, настоящее, искреннее, честное, когда человек, который делает свою работу, делает ее ради чего-то. Меня всегда вдохновлял западный кинематограф, на котором я вырос. Особенно импонирует актер Дэниел Дэй-Льюис. Его сложно назвать человеком в принципе. Он принадлежит к категории сверхлюдей по моему персональному мерилу. Восхищаюсь Кристианом Бейлом, Хоакином Фениксом, Леонардо ди Каприо, Аль Пачино, Робертом Де Ниро. Счастлив жить в одно время с этими актерами и надеюсь, что смогу когда-нибудь познакомиться с ними лично. В советском кинематографе моими кумирами являются Олег Янковский, Олег Борисов, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Сергей Михалков. Среди режиссеров обожаю Дэмьена Шазелла, Пола Томаса Андерсона, психопата-самородка Квентина Тарантино, Мартина Скорсезе, Тарковского, Данелию… В литературе мне созвучен Достоевский. Считаю, что именно он — наше всё.
— У города, в котором мы с вами встретились, есть свой неизменный образ, и в этой неизменности его сила. А вас не пугает перспектива стать героем одного образа?
— Я знаю свой потенциал, свой диапазон, и он большой. Могу играть разные роли, во многом благодаря моим наставникам. Это и Арвид Михайлович Зеланд, и Кирилл Семенович Серебренников, это режиссеры многих кинопроектов, в которых мне посчастливилось сниматься. Изначально я играл роли этаких мажориков, папенькиных сынков, которым всё в жизни достается легко. А также секс-символов, соблазнителей-искусителей, ну и далее по списку. Но однажды Кирилл Семенович мне сказал: «Владик, ты еще успеешь наиграться во всех этих красавчиков. Возьми-ка роль характерную». И я стал выбирать роли на сопротивление, учитывая мою психофизику, телосложение и мою мордашку: от нелепых и смешных до антагонистов. Предпочитаю срываться в зону дискомфорта, в боль, в неприятности, там я вижу точки своего роста. А еще хочется меняться ради ролей. Вот сейчас, например, набрал 10 килограммов, много качаюсь, придерживаюсь диеты, работаю с нутрициологом, личным тренером. Это инициатива продюсера, которую я с огромным удовольствием поддержал. Мне любопытно не просто надеть шапку — снять шапку в кадре, а меняться внешне и внутренне. В театральном вузе нам сказали: ваше тело вам больше не принадлежит, теперь это — инструмент. Делайте с ним всё, что потребуется. Вот, делаю…
— Влад, в вас чувствуется энергия уверенности. Это лишь впечатление, которое вы производите, или вы непомерно амбициозны?
— Как-то раз наш мастер в театральном задумчиво произнес: «Вот вы же все хотите признания. Вы же все хотите статуэток, «Оскаров», «Золотых глобусов», много денег, много поклонников, большие дорогие дома и автомобили. А кто из вас после окончания театрального возьмет и уедет из Петербурга, например, в Хабаровск, или Пермь, или в городок поменьше, чтобы играть в региональном театре? Кто рискнет поднимать этот театр на новый уровень? Кто будет заниматься действительно ремеслом, а не зарабатыванием денег?» И мы задумались. Потому что вопрос этот был, пожалуй, самый важный для начинающего актера. Тогда я спросил себя, а чего хочу достичь в своей профессии лично я? И, раз мы ведем с вами разговор начистоту, то скажу так: я не считаю желание быть признанным, оказаться в престижном рейтинге и гордиться этим чем-то постыдным. Актеры — люди с большим эго. Нам хочется внимания, востребованности, больших значимых проектов, знаковых характерных ролей. Это здоровое желание творческого человека. Амбиции — тоже неплохо. И они у меня точно есть.
— Ваше самое невообразимое путешествие?
— Обычно у меня всегда всё идет по плану, я всё контролирую. Даже сверх меры. Поэтому наиболее яркие путешествия в моей жизни случаются спонтанно. Так было с поездкой в Нью-Йорк. В прошлом году, 20 декабря, лежа в кровати в три часа ночи, я вдруг решаю купить авиабилет в этот город. Американская виза у меня была, правда, не открытая к тому времени. Перед вылетом у меня поднимается температура под 40. И только потом я понимаю, что это психосоматика. Сильно распереживался, потому что поездка в Нью-Йорк была для меня большой мечтой. Организм от избытка эмоций включил защитную реакцию, но в самолете все как рукой сняло.
— А как вы обычно коротаете время в полете?
— Слушаю любимую музыку в наушниках и читаю книги. Недавно прочел «Внутреннюю инженерию» Садхгуру — будет полезно тем, кто хочет раскрыть свои таланты, понять, как работает тело и как им эффективно управлять. Иногда рассматриваю людей. Меня удивляет, что некоторые сидят в своих креслах равнодушно, будто бы они не летят на высоте 10 километров над землей, а едут в автобусе! Помню, как, находясь в самолете 15 с половиной часов во время путешествия из Лос-Анджелеса в Дубай, — это был самый продолжительный перелет в моей жизни — я увидел несколько рассветов и закатов. Разве это не потрясающе? Вообще поймал себя на мысли, что подумываю где-нибудь пожить. Не отказываться от своих корней, от своей страны, а просто на время уехать, чтобы почувствовать, насколько мир огромен. Интуитивно чувствую, что пока я нужен здесь, и не тороплюсь осуществить этот план. При этом я никогда не мыслил границами — да, у нас разная религия, язык, цвет кожи, профессия, но мы одинаковы в своих желаниях и ценностях. Мы родились на одной планете, мы все хотим добрососедства, мира, понимания, красоты и безусловной любви.
21 ноября выходит драма «Реплика» с Владом Ценёвым, Соней Лебедевой и Никитой Ефремовым в главных ролях. По сюжету мир стоит на пороге грандиозного открытия — уникальной технологии, способной скопировать сознание человека в нейросеть и обеспечить ему цифровое бессмертие. И чем дальше заходят опыты, тем сильнее разрастается паутина лжи, в которую вовлекаются персонажи этой захватывающей киноистории.
Беседовала Юлиана Новоселова
Фото: Павел Шелковников и пресс-служба «Русский Репортаж»