Федор Конюхов отправляется в путь...

Федор Конюхов собирается установить очередной рекорд: совершить первый в мире одиночный переход Тихого океана на катамаране Nova, работающем от солнечной энергии. Старт проекта запланирован на декабрь этого года. Отойдя от берегов Чили, шкипер преодолеет более 16,5 тысяч километров и примерно через 100 дней прибудет в австралийский Брисбен. Мы поговорили с легендарным путешественником и узнали детали предстоящего вояжа, а также выяснили, что заставляет неутомимого странника вновь и вновь бросать вызов стихиям и выходить за пределы человеческих возможностей.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Федор Конюхов отправляется в путь..._foto

— Федор Филиппович, как у вас рождаются идеи экспедиций, которые почти всегда получаются рекордными?

— Эпоха Великих географических открытий давно закончилась, Эверест покорен, поэтому мне наиболее интересны не просто перемещения в пространстве, пусть и экстремальные, а проекты на пределе технологических и человеческих возможностей. У меня всегда есть план экспедиций на ближайшие годы. Например, на эту пятилетку запланированы пересечение океанов на солнечной энергии, два оборота вокруг Земли на воздушном шаре, подъем в стратосферу на высоту 25 километров — и тоже на воздушном шаре (в 2016 году Федор Конюхов стал вторым человеком в мире, кому удалось облететь вокруг света на аэростате. — прим. ред.), а также кругосветный перелет на самолете «Альбатрос», оборудованном солнечными батареями.

 

Федор Конюхов отправляется в путь..._foto Федор Конюхов отправляется в путь..._foto

— Почему вы всегда путешествуете в одиночестве? Есть ли в планах групповой рекорд?

— Я путешествую один прежде всего потому, что это мои идеи, мои задумки, мой риск. Художники же не пишут картину втроем? Картина выражает мысли и видение мира автора и только автора. Поэтому 95 процентов моих экспедиций — одиночные. Впрочем, есть и исключения. В 2013 году мы с моим другом Виктором Симоновым, путешественником из Петрозаводска, прошли от Северного полюса до Канады на лыжах и собачьей упряжке. В 2022 году планирую совершить два витка вокруг Земли на воздушном шаре с моим другом, российским пилотом. До официальной презентации проекта не готов назвать его имя. Командные экспедиции складываются тогда, когда получается найти единомышленников, готовых принять участие в многолетней подготовке проекта и его реализации. На поиск финансирования и подрядчиков уходят годы. И если за месяц перед стартом, когда все готово, мне пишут: «Возьмите меня с собой», хочется сказать: «Зачем мне кто-то прямо сейчас? Ведь остается самая малость, а одиночество меня никогда не страшило».

 

— Что самое сложное в предстоящей экспедиции?

— Подготовка. От нее зависит 90 процентов успеха, мне остается просто пройти маршрут. Сегодня на моем счету более 50 экспедиций. Самые яркие и необычные состоялись только благодаря партнерам, которые поддерживают меня своими ресурсами, знаниями, технологиями. А еще благодаря всем тем людям, которые пишут комментарии в соцсетях, переживают и молятся, если я оказываюсь в эпицентре шторма. Нелепо думать, что можно просто взять и уйти в океан. Если говорить о предстоящей экспедиции, то одна лишь стоимость изготовления катамарана Nova составила около полумиллиона долларов. Помимо самого катамарана, есть вопросы его переправки по всему миру, обеспечения спутниковой связью во время плавания, экипировки, питания. Чтобы связать все эти ниточки воедино, нужно много сил и времени. Сейчас катамаран находится на стадии сборки на английской верфи. Над ним работает известный британский дизайнер Фил Моррисон. Он ранее спроектировал все три вёсельные лодки для моих океанских переходов. Впереди нас ждут ходовые испытания, которые назначены на июль этого года. Скорее бы в океан! Я так соскучился по водным просторам. Рисую в своей мастерской китов и волны, вижу сны об океане…

Федор Конюхов отправляется в путь..._foto Федор Конюхов отправляется в путь..._foto

— И все-таки сто дней одиночества…

— Это время для размышлений, для того, чтобы перечитать Библию. На борту даже небольшого судна много дел. Например, нужно регулярно протирать от брызг солнечные батареи. К тому же у экспедиции есть научные цели: мне предстоит заниматься экологическим мониторингом океана, собирать пробы воды, отмечать наличие пластиковых отходов. После завершения плавания материалы будут переданы для изучения Институту океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук, который является нашим научным партнером. Да и как можно быть в одиночестве там, где тысячи необыкновенных созданий — от китов и гигантских кальмаров до крошечных рачков? Человечество владеет в лучшем случае 3—5 процентами информации об океане и его обитателях.

Федор Конюхов отправляется в путь..._foto

— Не опасно ли находиться на плоской поверхности катамарана в процессе протирания солнечных батарей? Катамаран ведь может перевернуться от сильного ветра и волн?

— Не волнуйтесь, во время нахождения на палубе я всегда буду пристегнут страховочным тросом. Перевернуться катамаран мог бы, имей он тяжелые паруса, а их нет. У Nova водоизмещение 2,2 тонны, вес одних лишь аккумуляторов составляет 500 килограммов, длина — 11 метров, ширина — 7 метров. Это вовсе не хрупкая скорлупка, а продуманное судно океанского класса.

 

— В прошлом плавании, когда вы пересекали Тихий океан на весельной лодке «АКРОС», вам довелось пережить чудовищные штормы. Что вы чувствуете в такие моменты, благодаря чему удается сохранять присутствие духа и преодолевать сложности?

— Переход от Новой Зеландии до мыса Горн на «АКРОСе», пожалуй, действительно самая сложная из моих экспедиций. Я планировал пройти маршрут за три летних месяца, а в итоге провел в океане 153 дня. И это Южный океан, с его «ревущими сороковыми» и «неистовыми пятидесятыми» широтами. Там рискуешь каждый день. Но я делаю все зависящее от меня, а в остальном полагаюсь на волю Господа.

— Как будет организован ваш быт на борту? Еда, питье, отдых, сон?

— У катамарана в поплавках спроектировано пространство для размещения экипажа, одного-двух человек, с оборудованным спальным местом. Вопрос сна и отдыха продуман. С едой тоже достаточно просто: уже много лет я использую сублимированные смеси. Они легкие по весу, питательные и калорийные. Главное — правильно рассчитать нужный объем продовольствия, учтя возможные форс-мажоры и увеличение длительности экспедиции. Однако в стодневный переход невозможно взять достаточный запас пресной воды. Поэтому буду добывать ее на месте. На борту катамарана установлена опреснительная установка для морской воды, которая тоже работает от солнечных батарей.

 

— Этот проект полностью «зеленый», катамаран не загрязняет атмосферу и гидросферу. Была ли цель привлечь внимание к проблемам экологии?

— Да, безусловно. Мне кажется, об этом стоило думать всем и каждому еще позавчера. Великий ученый Нильс Бор был абсолютно прав, когда говорил: «Человечество не погибнет в ядерном кошмаре, оно задохнется от собственных отходов». Вы, наверное, слышали об океанском пластиковом пятне? Задумывались о том, что микропластик проникает в организмы и животных, и людей? Читали прогнозы ученых о том, на сколько еще лет нам хватит нефти и газа? Если мы не опомнимся прямо сейчас, наши правнуки будут жить в чудовищных условиях и конкурировать за глоток чистого воздуха. Поэтому везде, где возможно, я стараюсь привлечь внимание к вопросам экологии, альтернативной энергетики, сохранения биологического разнообразия. Наша планета очень красивая, нужно ее любить и беречь.

 

— Что планируете делать, вернувшись из этой экспедиции? Что будет дальше с катамараном?

— С катамараном все просто: он пройдет техническое обслуживание, будет переправлен в Россию и продолжит приносить пользу. Nova будет использоваться для научно-исследовательской работы, а именно — для изучения уровня загрязненности российских морей. Ему под силу даже летний переход через Северный Ледовитый океан! А еще важно, что это первое судно океанского класса под российским флагом, которое может работать в беспилотном режиме и плавать до полугода автономно и на любые расстояния. Nova можно использовать в сложных природных условиях и зонах техногенных катастроф, где пребывание человека связано с риском для жизни. Очень вдохновляет, когда идея продолжает жить и работать даже после того, как рекорд поставлен. Что касается меня, то я постараюсь сделать реальностью все свои мечты и задумки по новым экспедициям и рекордам.

— Федор Филиппович, если бы у вас была возможность осуществить любой, пусть даже самый невероятный проект, каким бы он был?

— Я бы с удовольствием принял участие в экспедиции на Марс и совершил восхождение на высочайшую вершину Марса и нашей Солнечной системы — гору Олимп. Ее высота более 26 километров. Было бы очень интересно взглянуть на мир с этой отметки!

Федор Конюхов — российский путешественник. Пилот свободного аэростата. Капитан дальнего плавания. Яхтенный капитан. Океанский гребец. Академик Российской академии художеств. Действительный член Русского географического общества. Совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику на парусных яхтах, совершил три океанских перехода на вёсельных лодках. Первый в мире человек, достигший пяти полюсов нашей планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), мыса Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента. Награжден золотой медалью Русского географического общества им. Миклухо-Маклая и премией UNEP «GLOBAL 500» за вклад в защиту окружающей среды. Официальный сайт: www.konyukhov.ru.

Беседовал Вячеслав Волков

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже