Евгений Корбут. Гонимый ветром

Евгений Корбут, конструктор и разработчик туристического снаряжения, — тот самый человек, с которым не страшно остаться на дрейфующей льдине посреди Северного Ледовитого океана, застрять в тундре в палатке без печки, а еще просто приятно путешествовать в любом направлении. Глядя на него, в очередной раз отрастившего длинную бороду, видишь вождя свободного племени индейцев. В нем нет ни капли позерства, которым грешат многие экстремальные блогеры-путешественники.
Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— Я брала у вас интервью, кажется, в 2008-м, и вы тогда с упоением рассказывали про свои коньковые походы по Байкалу. Прошли годы, а тема для начала нашего разговора все та же.

— В прошлом году я провел свой 23-й коньковый поход по Байкалу. Мы традиционно ходим от Листвянки до Ольхонских ворот, это примерно неделя пути. Толщина льда местами достигала метра. На Байкале 500 километров чистого льда — когда я об этом говорю, люди даже не могут представить, каково это. Спрóсите, зачем ходить 23 раза по одному и тому же маршруту?

— Да, это как раз был мой следующий вопрос…

— Первый раз я попал на Байкал в составе екатеринбургского турклуба — намотали тогда 780 километров. Готовясь к этому походу, я на своем производстве придумал и вместе с командой изготовил трехслойную зимнюю палатку, а также парашюты-буксировщики, такие круглые тряпочки весом 700 граммов, которые позволяют передвигаться на коньках при помощи ветра. После этого опыта мне захотелось сделать поход на Байкал ежегодным и детским — моя дочь Даша с трех лет занималась фигурным катанием. Предвкушал, как я, заботливый отец, показываю своей маленькой дочери Байкал, а она катается по эксклюзивно ровному льду на коньках. Ежегодным поход-то я сделал, а вот детским он стал спустя долгие годы. Даша окончила школу, университет и первый раз пошла со мной на Байкал уже будучи аспирантом.

Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— И все-таки зачем продолжать кататься по Байкалу на коньках, ведь вы там все видели и не раз?

— Не просто по Байкалу: ходим мы только по одному маршруту — по западному берегу недалеко от береговой линии, именно там чистейший лед. Все остальные проекты: экспедиции в Монголию, Саяны, Заполярье, на Алтай — никто не отменял, но Байкал — любимый поход. Это мощнейшая эмоция от высокой скорости, причем достигаемой не моторным способом. Скорость прохождения на маршруте составляет 8—12 километров в час, не забывай, что сзади за каждым из нас еще санки с вещами. Тащить их, правда, можно буквально мизинцем. Чем быстрее ты едешь, тем больше удовольствия получаешь. Мы истязаем себя удовольствием. Наслаждаемся скоростью, своими возможностями. Все, кто попадает на зимний Байкал, во второй день ощущают примерно одно и то же чувство: все вокруг для меня и я для этого. Человек, прожив этот, казалось бы, небольшой отрезок времени, потом год, два, десять лет вспоминает поход как лучшее событие в своей жизни.

— Истязать себя удовольствием могут отчаянные путешественники-любители, не массовые туристы, верно?

— Конечно. Надо быть приверженцем здорового образа жизни, любить природу, наслаждаться движением. В наших походах мы автономны, можем поставить палатку в любом красивом месте. Турист — это человек, пьющий на природе водку. Мы не туристы. Мы занимаемся спортивными достижениями в туризме. Абсолютно бесполезно мои статьи о путешествиях и экспедициях, интересные, познавательные, с хорошими фотографиями, публиковать на какой-нибудь блогерской площадке типа «Яндекс.Дзен». Меня забьют местные знатоки, которые в техническом формате начнут показывать свои знания о том, какие коньки лучше брать, как лучше двигаться, какая мембрана лучше.

Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— Где же вы тогда встречаетесь?

— По статистике, примерно 2 процента жителей нашей страны занимаются спортивным туризмом. То есть ходят с большими рюкзаками в дальние походы. Все мое окружение — это мастера или кандидаты в мастера спорта по туризму. С этими людьми легко и комфортно в любой ситуации. Перед тем, как начать рассказ студентам о своих походах в любимом турклубе «Романтик» в УрФУ, говорю, что мои речи не имеют никакого значения. Самое важное в жизни — собственные знания, опыт. Мне еще нравится слово «переживания». Вы должны прожить что-то, даже если это будет сложный холодный поход. Только пройдя испытания и пережив их, вы приобретете опыт. Когда я читаю лекции о кайтах… Ты же знаешь, как меня зовут?

— Евгений!

— Не только. Патриарх кайтовых походов в России! Кайты — тема запредельная. Их пилотирование сродни тому, как люди прыгают без аквалангов на большую глубину, своего рода космонавты своих областей. Это возвращает к традициям: во все времена корабли путешественников вперед — кого в Индию, кого вокруг света — нес ветер. Когда я впервые увидел кайты, то влюбился в них. Перепробовал несколько, пока не выбрал вариант, с которым можно отправляться в зимние походы. Закупил несколько кайтов, встал на горные лыжи. Оставалось научить людей кататься на кайтах, чтобы отправиться с ними в путь по Заполярью. На это ушло 4 года. В 2006 году состоялся наш первый поход, в котором приняло участие 3 человека — два на кайтах, один пассажиром. Мы его тянули на себе, как снегоход лыжника на веревочке. Во второй поход мы еще брали две пары лыж, так как на горных лыжах ходить не получится; когда не было ветра, вставали на туристические лыжи и шли вперед. К третьему походу сформировалось окончательное решение, что перемещаться пешком мы больше не будем. Едем по маршруту гонимые ветром. Все походы теперь проходят под девизом «ни шагу вперед». Если штиль или встречный ветер, мы спим в палатке, отдыхаем.

Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— Решение спорное, ведь чтобы достичь цели, нужно использовать все варианты?

— За день турист с санями по тундре на лыжах проходит 30—35 километров. На кайте это расстояние на следующий день мы можем пройти за один час. Когда на кайте мы стали проезжать по 100 и более километров за день, мы перестали ходить пешком. На маршруте Ямбург — Диксон — Дудинка мы побили все свои рекорды прежних лет. Общее количество пройденных километров — 1396. В первой части Диксонского похода мы максимально за один ходовой день преодолевали 140, а во второй части — 206 километров. Совпали все факторы: направление и сила ветра, ровное покрытие Енисея, наконец, исчезли наледи из сыпучего снега (заструги) и — самое важное — сложилась хорошая видимость. По сути, за день прошли поход третьей категории сложности, на который лыжникам требуется 10—12 дней. Самая высокая скорость на кайте у меня составила 56 километров в час, но лучше так быстро не ездить. При ветре в 10 метров в секунду, при котором мы ходим, скорость в 30—40 километров в час достигается за несколько секунд. Не всякая машина имеет такое ускорение, как на старте у кайта. Зачастую мы едем по тундре в поземке, с плохой видимостью, и вокруг нас ни одной живой души. Моя задача как руководителя — вернуть домой тех, кого взял под свою ответственность. Если мы не пройдем маршрут, у нас будет еще масса возможностей сделать это в другой раз. За 30 лет походов я ни разу не нарушил это золотое правило. Хотя, безусловно, опасные моменты были. В 2012 году на Обской губе из-за проходящего мимо ледокола нас, спящих в палатке, оторвало от берега на льдине, и мы поплыли в Ледовитый океан. Очень не хотелось умирать — так много в жизни еще интересного!

Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— Мне так и осталось непонятно, как вы двигаетесь, ветру же свойственно менять свое направление.

— Кайт так же, как и парус на яхте, позволяет ходить против ветра, лавируя галсами. Поэтому мы называем себя ветрозависимыми сухопутными яхтсменами. Все снаряжение едет в санях. Только если на Байкале в санях лежит твой рюкзак, в походных санях кайтера везут до 100 килограммов.

— Хорошо, с ветром разобрались, но в тундре зимой, скажем мягко, холодно.

— У меня не было ни одного случая, чтобы я замерз в походе. Мы кайфуем от проживания в палатке в тундре без печки. Посмотри на ненцев, это очень интересные люди, у них уникальный опыт жизни в таких погодных условиях. Они никогда не скажут: ой, замерз. А только: укусил мороз за ухо. Я не могу изменить клетки своего организма, и холод я ощущаю точно так же, как и любой другой человек. Можно лишь изменить отношение к холоду. Я, к примеру, 15 лет не ношу шапку и зимнюю куртку. Человек часто не переступает через определенную черту, думая, что это не для него. Но тем самым лишает себя опыта, который может изменить жизнь. Путешествуя по тундре зимой, я узнал, что легко переношу холод. В тундре нет высотной акклиматизации, но есть холодовая ломка. В одном из походов с нами был лыжник, 20 лет совершающий зимние походы. Сидит вечером в палатке, печки нет, дрожит. А в это время кто-то на гитаре играет, кто-то книжку читает, кто-то шьет. Второй день еще сложнее: еще больше работы, вся одежда влажная, сушить ее негде, на улице пурга, варежки, чтобы хоть чуть-чуть просушить, положил на живот. И тут наш товарищ понимает, что холод — это не та тема, о которой стоит думать. Забирается глубже в спальник и засыпает. На следующий день он и не помышляет о холоде. Ну руки мерзнут, ноги… Помахал руками, ногами… Какая тундра классная!

Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto Евгений Корбут. Гонимый ветром_foto

— Остался один классический вопрос: какие планы?

— Следующий в моих планах маршрут — Диксон — Челюскин — Хатанга. Стареть некогда, впереди огромное количество километров, которые нужно проехать.

Глоссарий походов по Байкалу

Откинуть коньки — надеть ботинки

Ловить покемонов — фотографировать женщин

Прамерзан — сыр при температуре –20 градусов

Шмурдяк — снаряжение или все что угодно

Собрать шмурдяк — навести порядок

Тошнить — ехать медленно

Ломить — идти быстро

Уржушка — женщина на коньках

Небритый склон — участок с потенциальными дровами

Залипон — все что угодно со сгущенкой

Култук — сильный плотный ветер с юга, дует в лицо

Мальчики направо, девочки налево — хаотичное перемещение по берегу, когда требуется отойти по нужде

Беседовала Галина Кошелева

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже