Костры амбиций Пьера Нине

В разгар новогодних каникул компания «Про:взгляд», один из лидеров в сегменте фестивального кино и арт-мейнстрима в России, представила очередную премьеру, где главного героя лихо закрученного детектива сыграл Пьер Нине. Несмотря на молодость, этот актер уже успел примерить на себя образы легендарного Ива Сен-Лорана в одноименном байопике, Адриена в военной мелодраме «Франц», Филиппа, сына Жака Ива Кусто, в «Одиссее». Эксклюзивно для читателей UAM — о новой роли французской кинозвезды.
Костры амбиций Пьера Нине_foto

— Пьер, сбежим на 20 лет назад? Вы — невероятно артистичный мальчик, растущий на юге Парижа, воображающий свои будущие яркие роли в кино. Человек-легенда Ив Сен-Лоран входил в ваш персональный список? Так случилось, что именно после этой биографической мелодрамы о вас заговорили как о новой звезде мирового кинематографа.

— Разумеется, нет! Более того, я никогда не интересовался модой. Сын художника и университетского профессора, я в то время больше жил как книжный червь, чем как трендсеттер. К тому же был еще совсем ребенок. Это сейчас я неопрятно бородат по всем фешен-канонам. Но мода как явление никогда не находила отклика в моей душе. Погружаясь в роль великого Ива Сен-Лорана, я был искренне поражен влиянием этой личности на то, как женщины одеваются в наши дни. Он подарил дамам брючные костюмы. Да что там — он подарил им смокинг! Скажете, это просто наряды, куски материи? Нет, он дал женщинам новую силу, новый образ уверенной в себе личности.

 

Костры амбиций Пьера Нине_foto

— В одном из интервью вы отметили, что работали круглыми сутками с тренером, чтобы поймать тембр Ива Сен-Лорана. Расскажите, какую работу над собой вы проделали для новой киноленты?  

— В «Черном ящике» я сыграл эксперта с уникальным слухом, эксцентричного аналитика, который занимается дешифрованием. По просьбе режиссера Яна Гозлана посмотрел с пристрастием фильм «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы. Мне очень импонирует герой актера Джима Хэкмена, который в наушниках с каким-то неистовым остервенением переслушивает одни и те же аудиоленты. Это меня сильно вдохновило — мой герой в «Черном ящике» тоже обладает феноменальным слухом. Достаточно много времени я провел с людьми из Бюро расследований и анализа, задавая им сотни и сотни вопросов. Однажды набрел на следователя, чья биография походила на жизненный путь моего героя Матье Вассера. С этого момента я возомнил себя журналистом: ходил за этим следователем по пятам, разговаривал с ним, снимал его на телефон, чтобы уловить жесты, манеры, мимику. Профессия эксперта по акустике требует наличия специальных навыков, и было важно выработать в себе умение в точности повторять движения, необходимые для выполнения данной работы. Признаюсь, просить у таких людей разрешение на съемку крайне неловко, особенно если учесть, что специалисты по акустике — достаточно одинокие люди. К счастью, все они реагировали на мои просьбы с пониманием.

Костры амбиций Пьера Нине_foto

— Для зрителя Матье Вассер — сложная, противоречивая личность. Расскажите, каков этот персонаж для вас?

— Мой герой постоянно ищет компромисс между научным подходом, которому он обучался, и собственной интуицией, побуждающей видеть решения в стороне от проторенной дороги. Да, верно, это крайне сложный персонаж, находящийся в очень сложных обстоятельствах. Он обладает проницательностью, но ему недостает доказательств. Отсюда возникают сомнения, которые реют вокруг него. Мне по-настоящему нравится такое сопоставление рационального и иррационального, понятна внутренняя борьба, которую проживает Матье. Мне это близко, потому что актер так же «разрывается»: он должен обладать определенными инструментами, навыками, четкими алгоритмами, должен знать, как расположить себя перед камерой, но при отсутствии инстинкта никогда не удастся найти свое место под кинематографическим солнцем.

— Любопытный факт: у вашего героя Матье Вассера то же имя, что и в киноленте «Идеальный мужчина». Правда, там вы перевоплощались в роль не очень удачливого, но крайне находчивого писателя.

— Это было желание Яна Гозлана, режиссера картин «Идеальный мужчина» и «Черный ящик», где я играл главных героев. Может быть, он хотел перенести из одного фильма в другой что-то из «первого» Матье, то, чем его наделил лично я. Это как Антуан Дуанель, персонаж фильмов Франсуа Трюффо, альтер-эго режиссера. Очень рекомендую посмотреть «400 ударов», короткометражную ленту «Антуан и Колетт» и три полнометражных фильма: «Украденные поцелуи» 1968 года, «Семейный очаг» 1970-го и «Ускользающая любовь» 1979-го. Во всех этих кинокартинах Трюффо вы увидите упомянутого Антуана Дуанеля. Что касается Матье, я спрашивал Яна, какой потаенный смысл кроется в этой преемственности, но Ян не пояснил свой выбор. И это здорово. Интриги и загадки очень вдохновляют.

Костры амбиций Пьера Нине_foto

— С генетикой вам повезло, плюс талант, медийность. Закономерно, что титулы «иконы стиля» и «нового секс-символа Франции» не заставили себя ждать. Провокационный вопрос — откажетесь от роли, если придется, скажем, поправиться на 20 килограммов?

— Вряд ли. Перед съемками фильма «Одиссея» я настоял на том, чтобы самому сняться в эпизодах погружения с акулами, без дублера. Для этого много тренировался с инструктором и проводил внутреннюю работу над собой и своими страхами. Для роли в байопике «Ив Сен-Лоран» набрал мышечную массу. Сейчас, оглядываясь назад, на всех персонажей, в которых перевоплощался, могу сказать одно: работа над Матье Вассером была самой тяжелой для меня. Она истощала и физически, и умственно. Ни съемки в Антарктиде, где я должен был нырять в воду, ни участие в фильме о пожарных не утомили меня так сильно, как работа над фильмом «Черный ящик». В первую очередь сказалась нервозность, мания выведывания и паранойя моего героя. Хотя, если честно, во многом своего героя таковым сделал именно я. Мне виделся Матье достаточно сухим и нервным. Для этого я немного сбросил вес, поработал над его, а значит и своей осанкой. Матье проводит почти все свое время перед компьютером, в обществе он чувствует себя не очень комфортно, постоянно извиняется, и это вынуждает его двигаться по-особенному. Обратите внимание на взгляды Матье: над реакциями на новые звуки, которые мой герой начинает слышать в процессе проверки записи, я тоже много работал.

Костры амбиций Пьера Нине_foto

— Вы не раз отмечали, что актерство — ваше истинное призвание. Так думаете не только вы — ваш талант высоко оценен среди коллег.

— Я актер, вышедший из театра, люблю работать, двигаясь против течения. Возможно, именно по причине моего нонконформизма в 32 года я уже являюсь ветераном «Комеди Франсез» — на сцене одного из главных театров мира мне посчастливилось дебютировать в 11 лет, а в труппу я был принят в 21. Гнуть свою линию продолжил уже в кино, и как результат, теперь дважды обладатель премии «Сезар» как перспективный актер — одну получил за роль Ива Сен-Лорана в одноименной кинокартине Жалиля Леспера, другую — за Адриена в киноленте «Франц» Франсуа Озона. Кстати, никому не известный, я играл на сцене Театра Мейерхольда в российско-французском спектакле «Молодец» по пьесе Марины Цветаевой.

Костры амбиций Пьера Нине_foto

— В этом году вас можно увидеть в четырех фильмах: «Черный ящик», «Любовники», «Агент 117: из Африки с любовью», «Голиаф». Складывается ощущение, что вы живете на съемочной площадке!

— Так совпало, и это счастье для актера. Год для меня выдался более богатым, чем обычно, у меня была возможность делать свою работу, делать то, что у меня получается лучше всего — рассказывать истории моих героев. Путешествовать по миру у меня тоже неплохо получается. Правда, в новых реалиях исследовать мир удается с некоторыми оговорками. Обожаю посещать кинопремьеры и всегда стараюсь находить время для участия в благотворительности — все это делает мою жизнь насыщенной. А если бы отменить все ограничения, вызванные пандемией, я сейчас разговаривал бы с вами не из родного Парижа по «Скайпу», а, скажем, тоже по «Скайпу», но из Австралии. Там мои друзья, с которыми мы давненько не сидели у кромки океана. Очень люблю этот континент. Мое место силы, мой источник вдохновения.

 

С 2013 года в дистрибуции компании «Про:взгляд» — фильмы, созданные вне рамок и канонов. Среди них «Паразиты», «Синонимы», «Аритмия», «Пугало», «Человек из Подольска», «Сквозь снег», «Портрет девушки в огне», «Человек, который удивил всех», «Кислота», «Пылающий», «Коммивояжер», «Поезд в Пусан», «Мамочка» и другие.

 

Автор: Юлиана Новоселова