— Ирина, на какой ракете вас занесло из мира прикладной космонавтики в мир шоу-бизнеса?
— Мне было 16, и во ВГИК меня действительно не приняли. Сказали что-то типа этого: «Идите поживите, наберитесь опыта, а потом и к нам приходите». А мне так хотелось снимать, и я уже в том юном возрасте знала, чем буду заниматься. И сейчас я с уверенностью могу сказать, что не жалею о выборе. Учеба в Университете геодезии дала мне куда больше, чем могло бы со мной случиться. Именно там я узнала обо всех нужных в видеопрактике технических нюансах. Например, о том, как устроены любые визуальные оптические приборы и как ты можешь работать с этой реальностью, упаковывая ее в некую картинку.
— Большинство интервью с вами начинаются с вопроса о Пущине — месте, где вы родились. Мы поступим иначе. Попрошу вас составить идеальный дорожный «видеолист» по аналогии с плейлистом. Например, топ-10 клипов для просмотра в самолете.
— Я не стала бы ограничиваться числом десять, поскольку велик шанс что-то упустить. Советую смотреть клипы на песни знаменитостей первой величины, среди которых Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон, Бейонсе, группа Thirty Seconds to Mars. Они сотрудничают с лучшими режиссерами современности. В моем топ-листе работы Джозефа Кана и Мишеля Гондри — его клипы для Бьорк просто фантастические. Кстати, обратите внимание на новый антимюзикл Леоса Каракса «Аннетт». Это метафорический фильм-клип с глубоким смыслом. Настоятельно рекомендую!
— А востребованы ли сегодня видеоклипы и иные видео со смыслом — в эру «Тик-тока», контента, который потребляется на лету, скроллингом, невдумчиво?
— Многие хотят «дешево и сердито» и забывают о том, что производство клипа — серьезная работа. В ней задействовано множество технических и людских ресурсов. Например, компьютерная графика — отличный инструмент, но применяется редко из-за своей дороговизны. Не стоит пренебрегать костюмами и хореографией. Посмотрите, как тщательно к своим видеоработам подходит Светлана Лобода. Популярным становится то, что выглядит легко и органично, но при этом создавалось с усилием. В меру своего профессионального любопытства я изучаю, как работают новые платформы. Развитие неизбежно, раздражаться и расстраиваться в этом случае нелепо. Но все же я предпочитаю «длинные» форматы видеоконтента. Чем дольше наблюдаешь за персонажем, тем более глубоко ты ему сопереживаешь. Короткие форматы хороши для образовательных материалов. К примеру, мне интересны видео Андрея Курпатова или Ирины Хакамады на YouTube.
— Что ни говори, но эпоха MTV, когда от телеэкрана невозможно было оторваться, была прекрасной. Вы, случайно, определились с профессией не благодаря этому музыкальному телеканалу?
— Он, безусловно, оказал влияние. В 1998 году MTV очень бодро и эффектно стартовал в России. Однако значительно раньше, в 1980-е годы, в возрасте примерно 12 лет я увидела настоящий музыкальный и кинематографический шедевр — экранизацию рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Меня поразила сама возможность совмещения видео и аудио. Это стало любовью на всю жизнь.
— Хороший тон — слушать музыку зарубежную, смотреть фильмы европейские, фестивальные, азиатских режиссеров… Почему так происходит — тема для отдельного разговора. Признайтесь, вы слушаете музыку тех, с кем работаете, симпатизируете им?
— В самом начале карьеры я отказала Олегу Газманову. Искренне призналась в отсутствии идей, что можно снять на его конкретную песню. Такая категоричность могла бы повлечь за собой конфликт, но этого не случилось. Более того, исполнитель обратится ко мне вновь, и в итоге мы сняли клип на «Ясные дни». С опытом я поняла: невозможно и неправильно снимать только на ту музыку, которая нравится. Для профессионального роста полезно постигать новый материал. Надо уметь полюбить любого артиста. Только так можно раскрыть его лучшие стороны. Шоу-бизнес в нашей стране разный. Есть исполнители самобытные, нишевые, есть те, к кому спорное отношение. Тенденция налицо: сегодня многие начинающие артисты приобретают известность самостоятельно, без продюсеров. Но некоторым для этого не хватает самоорганизации. Им действительно нужен такой вот проводник. Я пока не примеряла эту роль на себя, но в перспективе это вполне возможно.
— Кинорежиссеры могут себе позволить отказать в сотрудничестве даже с признанным актерам. Есть те, кто никогда не сможет иметь в своем творческом багаже видеоклип от Ирины Мироновой?
— Клипмейкер в корне отличается от режиссера художественного кино. Я понимаю тех из них, кто отказывает даже маститым актерам. В кино первичен замысел, под него ищут строго определенный типаж. Передо мной как клипмейкером — актер как данность, готовый арт-объект. Артиста, которому я бы отказала, просто не может быть.
— Вспомните свою самую значимую профессиональную авантюру. Скажем, вы взялись за проект и что-то пошло не так. Интересны истории, которые хоть немного, но приоткроют закулисье шоу-бизнеса и покажут видеографическую лабораторию изнутри.
— Режиссеру надо быть психологически стойким и готовым ко всему. Однажды для съемок клипа МакSим «Мой рай» мы арендовали шикарные апартаменты в Петербурге. А их владельцем оказался наркозависимый человек. Он «перебрал» и отправился к праотцам, обнаружили мы это прямо в день съемок во время осмотра локации. Но это мрачный пример. Гораздо больше запомнившихся экспериментальных моментов, часто совершенно неожиданных для самих артистов. В работе над клипом Земфиры на песню «Трафик», например, певица впервые улыбается. Обычно она предстает в образе закрытого человека. Диане Арбениной во время сотрудничества над видеорядом на песню «Это не мне» я порекомендовала перекрасить волосы в «блонд». Она тогда жутко противилась и хотела после съемок вернуть свой родной цвет. Прошло время — вы представляете Диану шатенкой?
— Это уже из разряда фантастики, если честно. А давайте немного помечтаем? Вот представилась вам возможность снять каких-либо артистов кино, музыкальных исполнителей. Кого бы вы позвали в свой проект?
— В первую очередь я открывала бы новые имена. Скажу честно и резко: мне не нравится, как делается российское кино. Современные актеры далеко не всегда убедительны на экране. Культовые персоны прошлых лет, такие как Андрей Миронов, Фаина Раневская или Любовь Орлова, уже сделали свое дело. У меня есть опыт работы за рубежом, и я знаю на собственном опыте, каковы принципиальные различия между созданием видеоклипов в нашей стране и за океаном. В США я снимала клип Кристины Орбакайте «Хватит шоу». Там сформирована индустрия, ключевой признак которой заключается в способности к воспроизводству самой себя.
У нас же это редкие проблески. Например, недавнее открытие — самобытный режиссер Кантемир Балагов. А если говорим о месте, то мне очень близка по духу Испания со своей архитектурой и визуальной культурой. Мегаполисы я не очень люблю, в них растворяется аутентичная традиция. Барселоне я бы предпочла Сан-Себастьян. Это очень кинематографичный город.
— Ваше имя — бренд. Означает ли это, что вам доверяют всецело, или приходится убеждать, что нужно снять именно так и никак иначе — просто потому что это гарантированно «выстрелит»?
— Самый главный запрос от заказчика — сделать подешевле. На втором месте — предложение, чтоб получился яркий, но дешевый треш. Завершает тройку клиентских запросов мое любимое: «не пытайтесь меня ломать, я не буду изображать то, чем не являюсь». Ищем компромиссы или не сотрудничаем в принципе.