— Елена, расскажите чуть детальнее о вашей героине и о проекте в целом. Почему мы рекомендуем зрителям посмотреть «Красный шелк»?
— Наше кино на стыке жанров — экшена, детектива и приключений, можно сказать, исторический боевик. В центре сюжета — противостояние двух героев: Николая Гарина, бывшего царского секретного агента, застрявшего в Китае после падения Российской империи — его играет Милош Бикович. И Анны Волковой, резидента советской разведки в Шанхае. Уверена, зрителям будет интересно наблюдать за их отношениями в одновременно и героическое, и жестокое время. Тогда все разведки мира пытались укрепить свои позиции в крупных державах, и моя героиня оказывается в самом сердце этих событий. Но исторический фон — лишь сюжетное условие для больших и масштабных приключений в эту интересную эпоху. Я всегда мечтала о работе в таком проекте. Костюмы, декорации погружают тебя в обстоятельства другой жизни, времени и среды, создают такое художественное пространство, от которого начинаешь получать особенное актерское удовольствие. Работа художников в этом проекте — мой отдельный восторг. Я обожаю наблюдать за талантливыми людьми! Готова петь оду каждому решению по костюму и гриму моей героини. А наш поезд, в котором происходила основная часть съемок уже в Москве? Это же настоящее произведение искусства! Я была в него влюблена. Что касается сюжета фильма, то это клубок интриг и бескомпромиссных противоборств. История эмоциональная, динамичная и, после того, что я уже увидела во время озвучивания и в трейлере, могу сказать — очень красивая!
— Любопытно, какие аспекты именно вашей личности вы увидели в своем персонаже? Вообще для вас важно находить параллели между вами и героем для еще более глубокого погружения в его характер?
— На самом деле актерская работа никогда не происходит так, что я, например, сижу и думаю: «А чем мой персонаж на меня похож? А в чем мое от него отличие?» Нет, движение сразу начинается от образа, вернее, от ситуации, в которой героиня действует. Особенно если ситуация экстремальная и драматичная. Здесь ты и начинаешь ее понимать и выстраивать, чувствовать, что психологически дается тебе легко, а что идет вразрез с тобой, на преодоление. Моя героиня — в обстоятельствах постоянного риска, поступков решительных и смелых. Я же человек не рисковый, не азартный и независимый от адреналина. В юности в транспорте-то не могла без билета проехать, и сейчас тем более такое не потяну. А что уж говорить о комиссаре в юбке, женщине-руководителе со стальным стержнем внутри! Это точно не моя стихия. Поэтому я всегда волновалась, хватит ли у меня «стали», чтобы у персонажа проявился такой сильный характер. Признаюсь, что твердость и бескомпромиссную решительность приходилось буквально «выковывать»: в интонации голоса, движении, мощном посыле энергии. А вот целеустремленность — это то, что нас с Анной объединяет. Если я мотивирована, «для меня возможны все желания, и великие и малые мечты». В этом плане мне было в чем опереться на себя в поиске образа моей героини. Кстати, отдельный квест — работа с текстом, где моя героиня свободно говорит на китайском языке. У меня были проекты, где приходилось разговаривать и на английском, и на итальянском, и на французском, но китайский, если честно, меня обескуражил. Вот уж точно — китайская грамота, все равно что справиться с песней, в которой все слова на абракадабре. Спасибо родителям-музыкантам, гены плюс музыкальное образование помогли. Я победила. В первый же съемочный день мне нужно было по-китайски сказать несколько внушительных реплик. Не успела я закончить, как присутствующие на площадке коллеги из Поднебесной вдруг громко вскрикнули и дружно стали мне аплодировать. От неожиданности я даже не сразу сообразила, что это было одобрение. Видимо, не ожидали от меня подобной прыти. «Ну, Лена, — подумала я, — свой личный Оскар ты уже получила!»
— Действие фильма происходит в 1927 году на территории двух держав — СССР и Китая. Какие интересные факты вы узнали о том периоде, изменившие ваше восприятие эпохи?
— Я давно мечтала сняться в масштабном историческом проекте. Посмотрела как-то фильм Гая Ритчи «Агенты А.Н.К.Л.» и влюбилась. В стилистику этого фильма, его антураж, элегантность и лоск. Все это очень перекликается с нашим фильмом. Представьте мою радость, когда на площадке автор сценария «Красного шелка» Мария Нефедова призналась, что для нее этот фильм также был референсом. Когда сюжет погружен в определенную эпоху, требуется разобраться с массой нюансов, имен и терминов: что такое китайская партия Гоминьдан, кто такие дальневосточные разбойники хунхузы, кто за белых, кто за красных, и как все это порой менялось буквально на глазах. Так что пришлось потрудиться, чтобы довести себя до уровня резидента советской разведки Анны Волковой. Она — хваткая личность, героиня, ловко лавирующая в водовороте событий и политических противостояний. В этом и заключается магия подобного кино: сюжет живет не только за счет героев, но и сквозь обстоятельства времени.
— Елена, а какие эпохи, темы или вопросы вы хотели бы исследовать в своих будущих ролях? — Эпохи, темы, вопросы, роль мечты, те или иные черты характера, образы мировой драматургии… Одним словом, бесконечность. Правильно ли пытаться в этой бесконечности что-то для себя найти, выбрать и пытаться реализовать? В основе актерской профессии заложено постижение характера. Проживание его и точное отражение через свою органику, свое естество. Мне интересны скорее не темы, а женские судьбы. Пройти с персонажем свой уникальный путь. Судьба женщины в нашем мире, будь то сегодняшний день или прошлые времена, — это и есть главный объект исследования для актрисы. Хочется наполненности роли, объема, сложности. Тогда ты можешь вытащить из себя самые потаенные черты и качества. Понимаете, ведь играя такие роли, ты растешь не только как актриса в профессиональном плане, но и духовно. Осмысливая, проживая чужую судьбу. И наоборот, играя поверхностные роли, односложные (пусть и забавные, яркие), ты все же скорее стоишь на месте. Хочется, чтобы этого диссонанса не было. Мне важно говорить со зрителем о женщине в нашем мире, во всем ее многообразии. Наверное, как-то так… А жанры и темы могут быть разными, чем больше разнообразия, тем лучше.
— А есть ли у вас мечта, которую вы еще не осуществили, и связана ли она с вашей профессией?
— Недавно я пересмотрела фильм «Жизнь в розовом цвете» и вновь была потрясена работой любимой Марион Котийяр. Все периоды драматической судьбы великой Эдит Пиаф от юности и до смертного часа, будучи молодой женщиной, актриса воплотила, создав мощнейший трагический образ. Перевоплощение Марион Котийяр в немощную умирающую женщину, продолжающую духовно жить гением своего таланта великой певицы, просто сбивает с ног. Вот такая актерская работа меня восхищает. Возможно, это не скромно и, может быть, наивно, но моя роль мечты находится где-то в этом измерении.
— Кто-то выбирает жить так, чтобы просто хорошо себя чувствовать, комфортно, без рисков и цейтнота. Вы же будто живете вне этой системы координат, на пределе возможностей. Что вами движет?
— Я и сама часто не могу ответить, что же я за фрукт такой. Чувствую, что живу на пределе, хочу, но не умею остановиться. Конечно, этот импульс я получила в детстве. Мои родители — законченные трудоголики, абсолютно преданные своему музыкально-педагогическому призванию. Перфекционизм — это от них: если что-то делаешь, то делай максимально хорошо. Причем, куда приложить свои усилия, не имеет значения. О причинах такого стиля жизни уже не задумываешься, просто живешь в этом бешеном ритме. Конечно, хочется приостановиться, выдохнуть. Но внутренний огонь вновь и вновь «поджигает» меня, и я опять горю, принимаю вызов, мчусь. Ну что тут поделаешь?
— Елена, беседа у нас с вами получилась наполненная смыслами, с соблюдением личных границ и бережным вниманием к вашей жизни вне кадра. Но все же спрошу, кто или что является вашим главным источником вдохновения в повседневности?
— Записывайте: сон, любая физическая нагрузка (йога и спорт, танец), просмотр хорошего кино, чтение, живопись, путешествие, пусть даже небольшое, но там, где красиво. Как думаете, насколько часто меня в моем графике жизни вдохновляет этот «джентльменский» набор культурных и физических ценностей? А если без шуток, главное мое вдохновение — семья. Сегодня ночью сын разбудил меня своим теплым дыханием и поцелуями в лицо и прошептал мне: «Мама, я хочу тебя обнять». Что-то ему привиделось во сне. И я пошла в его комнату, обнимала и целовала его, гладила. Такие моменты и есть моя сила и смысл, ради чего все эти усилия в жизни. Дыхание моих детей, их запах, святящиеся интересом к жизни и любовью глаза. Каждый их успех, преодоление, победа — огромный источник моего вдохновения и энергии. Когда я работаю, нашего совместного времени бывает очень мало. Но в каждую мою рабочую минуту я знаю, где и с кем они находятся, что делают, чем занимаются. Я бесконечно выстраиваю их расписания, продумываю интересные дела, различные активности, слежу за их художественным развитием. Выискиваю самых интересных и талантливых педагогов. Я сама удивляюсь, какой волшебник меня наградил этой задорной батарейкой, которую моим близким часто хочется отключить, чтобы и им, и мне можно было хоть немного «скучно» и спокойно пожить. Иногда я думаю: а если бы вместо такого «движа» мне предложили бы размеренную уютную жизнь, я бы согласилась? Как там было? «…И пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится», а Лена Подкаминская все еще будет работать и придумывать детям интересную и плодотворную жизнь!
Фото: Ольга Тупоногова, Пресс-служба «НМГ Кинопрокат»