Новая роль Ани Чиповской

Онлайн-кинотеатр «Иви» в очередной раз порадовал громкой премьерой — на экраны вышел драмедийный сериал «Первый класс» о трех подругах, мечтающих отдать своих детей в элитную петербургскую школу. Правда, место всего одно. Каждая будет вести игру, полную заговоров и предательств — жена миллионера, бедная, но высокомерная интеллектуалка, а также отчаянная карьеристка. Одну из этих героинь сыграла Аня Чиповская, фигура в пестром актерском созвездии отечественного кино однозначно яркая. Талант — при ней, предложений играть, в том числе на театральных подмостках, хватает, но главное, — а это уже абсолютная редкость! — ее отличает умение сознательно ограждаться от «звездности» и всегда оставаться верной себе.
Новая роль Ани Чиповской_foto

— Аня, большая удача, что вы нашли время для беседы в своем сверхзагруженном графике. Давайте начнем наш разговор с истоков. Вы росли в творческой семье. Ваша мама — актриса Театра имени Вахтангова, папа — заслуженный артист России, джазовый музыкант. Интересно, какие традиции существовали у вас дома?

— Никаких особенных традиций у нас не было. Только какая-то базовая этика, какое-то естественное воспитание, которое получаешь с детства, находясь в театре. Кулисы не трогают руками, через сцену перед спектаклем не очень хорошо ходить, за сценой должна быть тишина, костюм после спектакля нужно вешать на плечики, а не швырять, где попало. Что-то такое. Никакой особой избранности я тоже не ощущала. Но я обожала тот факт, что могу находиться в театре по другую сторону сцены. Каждый закоулок, каждый ход, каждый сантиметр театра был исследован вдоль и поперек: обожаемые костюмерный и гримерный цеха с ворохом драгоценных сокровищ, реквизиторский цех, где жила древняя черепаха. Зрители даже догадываться не могли, что все это есть, а я знала!

— Родители вам пророчили судьбу, связанную с иностранными языками, не с театром, и, если не ошибаюсь, вы даже школу специальную лингвистическую заканчивали. Почему решили пойти иной дорогой?

— Начнем с того, что дорогой, связанной с иностранными языками, я никогда и не собиралась идти. Я очень благодарна родителям за выбор школы, это было очень достойное место, а некоторых педагогов я всегда буду помнить. Но всерьез речи о том, что я буду заниматься языками, никогда не было. Я довольно рано дала понять, кем хочу стать, и мне никто не мешал. Да, мама очень переживала, поскольку боялась неудачи или невостребованности, но это понятно и нормально. Мне сразу сказали: мешать тебе никто не будет, но и помогать тоже. Поступишь — значит поступишь.

— Наверняка, дать объективную характеристику себе — та еще задача. Но все же предлагаю попробовать. Посмотрите на себя со стороны, как думаете, какой Вас видят окружающие?

— Думаю, незнакомые люди даже не представляют, что я за человек. Пару раз от близких друзей я узнавала, что подружившись со мной, они были ошарашены. Они не подозревали во мне каких-то качеств. Кто-то считал меня высокомерной, кто-то думал, что я зациклена на себе, кто-то считал меня холодной. Это удивительно, конечно. Но в этом есть и смысл. Узнает тот, кто по-настоящему хочет узнать. Остальные пусть идут мимо.

— О вас пишут исключительно хорошо и особенно отмечают ваше природное умение перевоплощаться в героинь открытых, понятных, бесхитростных, но при этом магнетически привлекательных… Вы такая и есть?

— Спасибо за комплимент, но, боюсь, вы лукавите. Ни про кого не пишут исключительно хорошо, и про меня тоже. Что касается героинь, то нет, не думаю, что я такая — открытая, бесхитростная, понятная… Более того, эти героини всегда давались мне сложнее всего. А моя сильная сторона, наверное, в том, что я не боюсь пробовать. Мне очень многое любопытно.

Встреча с кем изменила вашу жизнь на 180 градусов?

— Если говорить о реальной жизни, а не о, скажем, литературе, потому что это ведь тоже встречи, порой меняющие вас довольно сильно, то, наверное, это Константин Аркадьевич Райкин. Он принял меня в школу-студию МХАТ. Тем самым, он дал моему пути возможность начаться.

Новая роль Ани Чиповской_foto

— Что вас захватило бы, если не актерская карьера?

— Безусловно, музыка. И еда. Я люблю говорить о еде, есть еду, узнавать о еде, готовить еду. В этом вопросе мне интересно абсолютно все.

— А есть ли такое занятие, которым бы вы хотели заниматься, но на которое не хватает времени?

— Верховая езда. Я довольно неплохо держусь в седле, но мне хотелось бы выезжать чаще и систематичней. Не так интуитивно, что ли. А еще последнее время почувствовала интерес к йоге, хотя, всегда была к ней равнодушна.

— Беседуя с вами, складывается впечатление, что вы человек, сильный духом, в меру прямолинейный и, что особенно редко встречается сегодня, не боитесь быть самой собой.

— Быть самим собой, вообще поиск того, кто ты есть на самом деле — одна из сложнейших вещей в жизни. Это процесс, пожалуй, бесконечный, поскольку, как говорил Толстой, человек текуч. Все мы периодически оглядываемся и чего-то боимся, где-то не уверены. Где этот чистый «Я», не подверженный никакому внешнему воздействию? На всех нас влияет бесконечное количество факторов, общество, политика, культурный фон. Я не исключение.

— Вы сказали, что на всех нас кто-либо или что-либо оказывает влияние. А кого вы могли бы назвать своими персональные авторитеты?

Безусловно, это моя мама. Человек, отдавший Театру имени Вахтангова уже более 40 лет. Это Константин Аркадьевич Райкин, который принял меня в школу-студию МХАТ и тем самым дал моему пути возможность начаться, еще Олег Павлович Табаков. В кино — Константин Павлович Худяков и Валерий Петрович Тодоровский.

 — Магия генетики, помноженная на жизненный опыт и собственные амбиции, — и вот перед нами ключ к успеху в актерской профессии. Согласны с таким мнением?  

— В этом вопросе мне очень важен внутренний отклик и спонтанность. Я очень верю в провидение. Мы неспроста оказываемся в тех или иных местах, берем в руки ту или иную книгу, встречаем каких-то людей. С этой точки зрения я, скорее, коллекционер. Запахов, вкусов, ощущений. Все это можно использовать в роли, рано или поздно всему найдется место. И еще я всегда верила и верю в необходимость работы в театре. Это дает мастерство и свободу самовыражения. Это учит цельности и наделяет умением существовать на длительной дистанции.

— А помните тот момент, когда вы поняли: «Вот оно, признание!», когда вы почувствовали себя по-настоящему знаменитой?

Конечно! Впервые это произошло после выхода «Оттепели». Резонанс был сумасшедший. Еще несколько лет после премьеры незнакомые люди — официанты, прохожие, продавцы в магазинах, экскурсоводы в музеях, стюардессы, служащие банков — называли меня Марьяна. И сильно удивлялись, если я или мое поведение отличались от экранного. Если я заходила в бар или клуб, диджеи сразу начинали играть заглавную песню из сериала. Что касается ролей, то долгое время ничего, кроме той или иной разновидности Марьяны, мне не предлагали. Все это я воспринимала с удивлением и веселым недоумением. «Оттепель» очень дорога мне. В ней многое произошло впервые. У меня вообще есть несколько картин, скажем так, поворотных, которые перенастроили меня, принесли мне какие-то необходимые открытия. Например, это «Хождение по мукам» Худякова. Потому что коснуться материала такой мощности — это чудо и подарок. Попытаться пройти этот путь достойно, искать, находить, слушать и слышать. Это ведь история не только о человеческой судьбе, а о целой эпохе. Или «Вмешательство» Ксюши Зуевой. Безумно болезненная, раненая, переломанная картина. Совершенно «бескожная» героиня. Эта роль была для меня определенным вызовом. Она требовала абсолютной открытости, доверия и смелости, в нее нужно было броситься, как в омут.

— В каких проектах вы задействованы сейчас и где вас может увидеть зритель в скором времени?

Сейчас у меня параллельно идут три проекта, это действительно очень напряженный график. Однако мне нравится ощущать себя в постоянном тонусе, когда открывается второе дыхание, третье, пятое. Рада анонсировать выход сериала «Первый класс». Очень любимая мной история по нескольким причинам. Во-первых, команда и партнеры. Я провела два замечательных месяца в Петербурге в компании Юли Хлыниной, Марины Васильевой, Артема Быстрова, Ростислава Бершауэра, Никиты Ефремова, Саши Ребенок — это дорогого стоит. Мы были по-настоящему счастливы работать вместе.

— Кто ваша героиня в этом фильме?

— Мой персонаж — Лена. Мне было очень интересно ее придумывать, и хочется посмотреть, какой же она в итоге получилась. Лена, безусловно, характерная героиня, что мне импонирует. И с ней происходят серьезные перемены, что с драматургической точки зрения для персонажа очень важно. Мы говорили о поиске себя — вот именно это с ней и происходит. Потому что долгое время Лена была кем угодно и для кого угодно, только не самой собой и не для себя. Вообще эта история философская, если не сказать притчевая. Взаимоотношения отцов и детей, то, чего хотят родители и по какой причине они этого хотят. Зачастую благо ребенка здесь играет далеко не первую роль. Ну и наконец, как часто люди пытаются воспитывать детей, не сознавая, что самое главное — это личный пример. Очень жду эту историю.

— Нашу с вами беседу сейчас читают на высоте 10 тысяч метров над землей. Кто-то летит навстречу приключениям и удивительным открытиям, кто-то — по делам рабочим или семейным. Как чаще всего путешествуете вы?

— Признаюсь, на данный момент в полноценном отпуске я не была пять лет. Это ужасно, но вот как-то не складывалось. Скорее всего, я не одинока, последние годы были крайне непростыми. Думаю, не складывалось у многих. Если говорить о духовной связи, то мое сердце принадлежит Москве, Риму, Паланге и маленькому городку Сен-Сир-сюр-Мер в департаменте Вар региона Прованс — Альпы — Лазурный Берег на юго-востоке Франции. Это без всякого преувеличения мои персональные места силы. А зона моего комфорта — это раннее утро, часов семь, если я на теплом пляже с новой книжкой в руке. Или в маленьком кафе в окрестностях площади Навона. Или на велосипедной прогулке по лесам Паланги и Сестрорецка, который я тоже очень люблю. Меня тянет к морю и в лес.

— Для настоящих путешественников главное — не место, не конечный пункт назначения, а сама дорога, во время которой можно поразмыслить о чем-то важном и непреходящем. Какова цель ваших путешествий?

— Есть такая расхожая фраза — один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Однако десять лет — это слишком серьезная цифра, особенно для тех, кто влюблен в свой дом так же сильно, как я. Но потрясения все же случались. Никогда не забуду, как оказалась в Исландии и словно побывала на другой планете. Всегда мечтала туда вернуться, но пока не довелось. А мой первый Рим меня просто сразил. Абсолютно, бесповоротно и навсегда. Мне нравится мысль Конюхова о том, что раньше люди путешествовали, чтобы открывать другие земли, а сейчас путешествуют, чтобы открывать свою духовность. Вот это мне очень близко. Я путешествую, чтобы открывать себя. Через других людей, культуру, природу. Путешествую, чтобы находить смыслы. Должна признаться, что я абсолютный гедонист и в поездке комфорт имеет для меня основополагающее значение. Поэтому я готова справляться с трудностями где угодно, но только не на отдыхе. Я не тот человек, который будет сплавляться на байдарках, лезть на пирамиды, висеть над пропастью, плавать с акулами, пробираться сквозь джунгли. Я тот человек, который ляжет мокрой соленой кожей на горячий песок и на некоторое время забудет, как его зовут.

Беседовала Юлиана Новоселова

Фото: из личного архива Ани Чиповской