Дмитрий Чеботарев. Жизнь как чудо

Театр — это любовь. Не всегда взаимная. Молодые, перспективные и невероятно талантливые вчерашние школьники поступают в театральные вузы годами. А затем им приходится штурмовать лучшие сцены страны в надежде найти себя в мире искусства. Никто им ничего не обещает. Ни славы, ни карьеры, ни стабильности. И каждый год мы слышим новые имена. Дмитрий Чеботарев — из их числа. Звезда Электротеатра «Станиславский», сыгравший более десятка главных ролей в театре и кино, размышляет о природе актерства и необходимости перевоплощений.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Дмитрий Чеботарев. Жизнь как чудо_foto

— Искусство, в частности театр, — это не про солидный заработок. Да и славу никто не гарантирует. Тогда зачем тысячи молодых парней и девчонок ежегодно штурмуют театральные вузы и зачем это делали лично вы?

Ими движет мечта, они хотят сделать свою жизнь незабываемой, яркой, хотят вписать себя в историю театра или кино, потому что профессия актера очень привлекательна и романтична. Однако знаю случаи, и их немало, когда в театральный вуз поступали, но через какое-то время добровольно уходили, потому что понимали: будущее нестабильно, сложно, в этой профессии ты каждый день заново устраиваешься на работу и каждый следующий этап становится сложнее предыдущего. Когда я поступал, конкурс был 300 человек на место. Потом, поступив, ты понимаешь, что очень сложно доучиться. Доучившись, понимаешь: следующий этап еще сложнее, потому как трудно найти работу в театре. Попав в театр, понимаешь, что следующий этап еще сложнее — нужно получать роли. Я все это осознавал, но актерство было для меня единственным способом убежать от скуки. Так я и оказался в театральном институте, и мне действительно стало нескучно жить.

— Актерство — область физического или духовного труда? Чего больше в вас на сцене: животного наития, интуиции, энергии, страстей или аналитики, школы, навыков, заложенных в театральном вузе? 

Споры, чего же в актерской профессии больше, — техники или души — извечны. Знаете, на одном из своих мастер-классов Дастин Хоффман сказал: «Глупо пытаться играть то, чего нет внутри тебя. То, что ты не можешь подкрепить эмоционально, психологически». Но есть механические рычаги, для того чтобы донести до зрителя нужную информацию и вызвать у него необходимую эмоцию. Лично для меня идеальный актер — это машина. Он знает свой актерский организм, как механизм автомобиля, и умеет «нажать» на рычаги для проявления по-настоящему искренней эмоции. Как говорится у нас в Щукинском театральном институте, все, что у тебя происходит, нужно складывать в актерский сундучок, чтобы в нужный момент открыть его и достать оттуда нужное воспоминание или эмоцию, которую ты уже пережил. Мой путь существования на сцене зависит от материала и режиссера, с которым я работаю. Без тренировки эмоционального аппарата, без эмоционального интеллекта невозможно двигаться в профессии. Иногда требуются животные инстинкты, а иногда — сущая техника.

 

Дмитрий Чеботарев. Жизнь как чудо_foto

— У Джонни Деппа нет актерского образования, как и у Джима Керри, Кэмерон Диас тоже нигде не училась. Но вряд ли этих людей можно упрекнуть в неумении перевоплощаться и вживаться в образы. 

Актерского образования у перечисленных персонажей нет, если мы говорим об обучении в театральных вузах. Но в Штатах очень сильно развита система актерских классов. Точно знаю, что Джим Керри, например, посещал класс Иванны Чаббак, знаменитого актерского коуча. Что касается меня, то я не мнил себя актером. Никогда. Поступил, начало что-то получаться — и именно поступление в вуз стало пропуском к дальнейшему существованию в этой профессии. Впрочем, ежедневно мне приходится доказывать, что я достоин профессионального звания, приходится проходить этапы кастингов, так же как тысячам молодых людей, поступающим сейчас в театральные вузы. И это закалка.

— Кто ваши персональные авторитеты, наставники, перед чьим талантом и работоспособностью вы преклоняетесь?

Мне посчастливилось встречать в профессии таких людей, которые давали мне вектор развития. Сначала это был Владимир Владимирович Паршуков, Татьяна Ивановна Якимчук — мои первые преподаватели режиссуры в Хабаровском государственном институте культуры. В Щукинском институте я учился на курсе у прекрасного педагога Родиона Юрьевича Овчинникова, который хотел сделать из нас «театральный десант универсальных актеров». А Юрий Михайлович Авшаров — и то только в конце третьего курса — объяснил мне, как следует играть комедии и в чем природа комедийного существования на сцене. До конца третьего курса я даже не приближался к комедии, потому что считал, что это не мое. Наталья Николаевна Павленкова стала для меня проводником в театр, после посещения классов Иванны Чаббак в Лос-Анджелесе начала складываться карьера в кино. А вообще я за многими коллегами по цеху слежу, у кого-то все время что-то подворовываю. И искренне восхищаюсь Илоном Маском. Он гений нашего времени, великий романтик, великий фантазер. Счастлив, что мы — современники.

 

Дмитрий Чеботарев. Жизнь как чудо_foto

— Фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», в котором вы сыграли одну из главных ролей, возглавил зрительский рейтинг Netflix во многих странах мира, например в Чехии, Бельгии, Испании. На ваш взгляд, чем привлекла данная кинокартина зарубежную аудиторию?

Для меня и команды, работавшей над этой картиной, стал большой неожиданностью успех на международной стриминговой платформе. Нам начали писать из Бразилии, Мексики, Испании, Турции: люди отправляют личные сообщения с благодарностями за фильм. И это прекрасно, это дает силы и вдохновение. И пусть у нас в стране мы собрали не очень большую кассу в прокате, мы получили огромное количество фанатской любви, которая была сконцентрирована в России, а теперь еще и расходится по всему миру. Организуются иностранные фандомы, которые уже коммуницируют с российскими.

— Представьте телефонный звонок. Вам сообщают, что вы получили грант на постановку спектакля, завтра нужно начинать. Пьеса — на ваш вкус. На принятие решения дается час. Помечтайте на полную катушку!

Мыслей по этому поводу много, и даже некоторые театральные проекты лежат, покрытые пылью, в ожидании своего часа. Наверное, это была бы «Божественная комедия» Данте, часть «Ад»: почему-то она будоражит мое творческое сознание, заставляет меня фантазировать. И это было бы что-то на стыке жанров, с живым вокалом, музыкой, танцами, с использованием различных техник, может быть древнегреческого театра. Вижу это как очень мощный синтез направлений и движений разных театральных языков.

— Осенью на видеосервисе START состоится премьера сериала «Контейнер» с вашим участием. По трейлеру можно понять, что это остро, интересно и провокационно. Мне кажется, что в российском кинематографе еще ни разу не затрагивали тему суррогатного материнства, особенно так, как показано в этой картине.

Надеюсь, что проект получится интересным и очень востребованным у зрителя, потому что тема суррогатного материнства становится все более и более актуальной. Не соглашусь, что сериал «Контейнер» — первое в России желание осветить проблематику. Мы, конечно, хотели создать искреннее кино, показать историю про живых людей с настоящими чувствами и эмоциями, и хочется верить, что она найдет отклик у зрителя. Я сыграл трогательного персонажа, беззаветно любящего человека. Надеюсь, зритель это почувствует!

— Лучшие дни вашей жизни — какие они? Уже случились?

Знаете, а я их проживаю прямо сейчас! Моя жизнь настолько удивительна и прекрасна со всеми проблемами, сложностями, трагедиями, которые мне приходится испытывать, равно как радостями, счастьем, моментами взлета, которых тоже достаточно. Лучшие дни моей жизни включают каждый ее день. Я умею верить в чудо, сохраняю в себе непосредственность. Буквально вчера мы сидели в кафе с супругой и за соседним столиком заиграла музыка на звонке телефона. Я, не обращая ни на что внимания, начал танцевать. А почему бы и нет? Вот эта непосредственность с детства очень ценна для меня, и я пытаюсь не растерять ее, не очерстветь и сохранить умение открыто воспринимать мир.

 

В ближайшее время смотрите проекты с Дмитрием Чеботаревым, среди которых «Карамора» режиссера Данилы Козловского, «Контейнер» (с 9 сентября на видеосервисе START), сериал для платформы Okko «Выжившие».

Вышел пятый сезон сериала «Фитнес», на «Кинопоиске HD» или на Netflix доступен фильм «Майор Гром: Чумной Доктор», на видеосервисе START ищите сериал «Вампиры средней полосы».

Дмитрия Чеботарева можно увидеть в Электротеатре «Станиславский» в Москве в новом сезоне, стартующем в сентябре. Актер задействован в постановках «Сверчок», «Жизнь есть сон», «Тартюф», «Фантазии Фарятьева».

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова