Жалкая безотцовщина
Детство звезды киноэкрана являет собой истинную драму в духе итальянского неореализма. Ее мать, выпускница консерватории, приехала из пригорода Неаполя в Рим в надежде сделать артистическую карьеру, но амбициозным планам помешала сумасшедшая любовь. Наивная провинциалка закрутила со столичным повесой бурный роман, который зашел так далеко, что она забеременела и родила от него ребенка. Но безответственный любовник отказался признавать дочь — София появилась на свет в 1934 году в римском госпитале для неимущих со статусом «незаконнорожденная». Однако мать Софии не оставляла надежды, что ее возлюбленный одумается. Она пыталась осесть в Риме, сняла квартиру, начала давать частные уроки музыки, продолжала встречаться с отцом своей дочери, уговорила его дать ей свою фамилию и снова забеременела, рассчитывая удержать мужчину. Тот отказался и от второго ребенка. С двумя дочерьми на руках, не имея возможности содержать их в большом городе, где жизнь была очень дорогой, женщина была вынуждена вернуться в свой родной рыбацкий поселок Поццуоли под Неаполем. Но и здесь им пришлось несладко. Люди смотрели на мать-одиночку с осуждением, работы для учительницы музыки в деревне не нашлось, дочери постоянно голодали. «Уж лучше бы они умерли. Зачем им при такой нищете жить в этом мире? Разве что страдать?» — говорила соседка, которую иногда просили присмотреть за детьми. С началом Второй мировой войны в Поццуоли пришла разруха, из-за бомбежек оставаться здесь было небезопасно. Семья переждала самые тяжелые времена в Неаполе у родственников и в 1944 году вернулась в Поццуоли. По завершении войны мать, так и не устроившая собственную жизнь, активно принялась за воспитание дочерей, возложив на них все надежды. София посещала школу, училась играть на пианино. Из долговязой тощей девочки она превратилась в высокую девушку с сексапильными формами.
Королева красоты
Расцветающая красота дочери пробудила у матери честолюбивые мечты. Прочитав в газете о предстоящем конкурсе красоты, она сопроводила ее в Неаполь покорять жюри. Девушка предстала перед публикой в розовом вечернем платье, сшитом из занавесок, и старых туфлях, покрытых белой краской, чтобы издалека они казались новыми. Она не получила титул королевы красоты, но стала принцессой. В качестве приза ей достались несколько рулонов обоев, скатерть с салфетками, три тысячи лир (35 долларов) и бесплатный железнодорожный билет в Рим — настоящее сокровище для человека, выросшего в ужасной нищете послевоенной Италии. Но самое главное — поучаствовав в конкурсе и став одной из лучших, София поверила в себя. Одна из ее школьных подруг вспоминала: «О чем бы ни говорила в те дни София, любой разговор заканчивался тем, что она найдет себе мужа. Что еще ее интересовало, так это успех. И неважно, на каком поприще, но она просто не представляла, что не добьется успеха в жизни. Мне никогда не встречались столь амбициозные люди». Мать устроила Софию в школу драматического искусства в Неаполе. Однажды преподаватель сообщил им, что в Риме в скором времени начнет сниматься фильм «Камо грядеши», где для массовки потребуются тысячи статистов. Не теряя ни минуты, София в сопровождении матери отправилась в Рим. Здесь они нашли ее отца, попросили временного приюта, но он лишь рассмеялся, узнав, что дочь намерена стать киноактрисой, и со словами «Аривидерчи, буона фортуна!» выставил их за дверь. Матери пришлось спешно вернуться в Поццуоли: младшая дочь заболела туберкулезом. И София осталась совсем одна в большом городе. Ожидая шанса в кино, она снималась для комиксов и журналов. Приняв участие в общенациональном конкурсе красоты и завоевывав титул «Мисс изящество», она познакомилась с одним из членов жюри — продюсером Карло Понти, который стал ее покровителем и устроил ей кинопробы. После того как София ушла, оператор развел руками: «Она слишком высокая, слишком костистая, слишком тяжелая. А лицо, наоборот, слишком короткое, рот слишком широкий, а нос слишком длинный! Словом, у нее все слишком». Карло Понти аккуратно поинтересовался, не хочет ли его протеже сделать ринопластику. Гордая София наотрез отказалась менять внешность. Спустя годы в одной из своих книг она написала: «Мне крупно повезло, что моя карьера не была сломана в самом начале. Со временем упрямство и тщеславие с лихвой окупились. Теперь я хорошо понимаю, что женщина, твердо уверенная в своей красоте, сумеет в конце концов убедить в ней всех остальных».
Отеческая забота
София стала не только протеже Карло Понти, но и его любовницей. Никому не верилось, что умопомрачительная, божественная красавица, высокая, стройная, с осиной талией, крепкими бедрами, длинными ногами, лебединой шеей, огромными выразительными глазами и губами, от которых сходили с ума все мужчины, могла испытывать искренние чувства к коренастому, лысоватому мужчине, который на 20 сантиметров ниже нее и на столько же лет старше, да еще и женат, что в Италии равносильно пожизненному заключению. Однако он был образованным, влиятельным, богатым человеком. Конечно, львиная доля его 150 фильмов — поточный жанр, но в Италии Понти работал почти со всеми яркими режиссерами — Роберто Росселлини, Федерико Феллини, Марко Феррери, Микеланджело Антониони и Витторио Де Сика, в 14 фильмах которого расцветала на экране Софи Лорен. Взяв на себя содержание Софии, а также заботу о ее матери и сестре, переехавших в Рим, он фактически стал единственной мужской фигурой в их семье. Это подкупило начинающую актрису: «Я была счастлива, что мне наконец-то повезло и рядом со мной оказался человек, который знал, как со мной разговаривать, мог дать мне совет, поддерживал меня в выборе ролей. Осознание того, что Карло на моей стороне, очень помогало. В его присутствии было что-то отцовское, а у меня никогда не было настоящего отца». Он придумал для нее псевдоним, отправил на курсы учиться актерскому мастерству и исправлять неаполитанский акцент. Поначалу эксплуатировал ее сексапильный образ, устраивая на роли в низкопробных фильмах, часто эротического содержания. Однако позже, убедившись в том, что София талантливая и трудолюбивая ученица, он выкупил все киноопусы, порочащие ее репутацию, и выхлопотал ей роли в серьезном кино.
Любовь на экране
Внимание серьезных кинокритиков Лорен впервые привлекла в 1954 году в фильме Витторио де Сика «Золото Неаполя», в котором она попала в родную стихию, сыграв энергичную неаполитанскую лавочницу. Через два года на производстве фильма «Счастье быть женщиной» она впервые встретилась со своим кинематографическим партнером Марчелло Мастроянни, с которым впоследствии снимется в легендарных драмах «Брак по-итальянски», «Вчера, сегодня, завтра», «Браво, куколка!». К середине 1950-х годов Софи Лорен стала секс-символом Италии, получала хорошие роли в кино, и только статус «любовницы» омрачал ее жизнь. Когда Карло Понти добился для нее роли в голливудском фильме «Гордость и страсть» 1957 года, она решила рискнуть и вызвать ревность своего покровителя. Партнером по картине был элегантный красавец Кери Грант, который изначально отнесся к ней настороженно, назвав «какой-то сладкой ватрушкой». Несмотря на то, что он был вдвое старше и искушен в вопросах любви, Софи Лорен быстро свела его с ума. Новости о том, что Софи Лорен принимает ухаживания голливудского актера, появление которого заставляет женщин затаить дыхание, дошла до Карло Понти. Он полетел в Швейцарию, чтобы проконсультироваться со своим адвокатом о разводе, который в Италии в то время был запрещен. Пока Карло Понти занимался урегулированием семейных вопросов, Софи Лорен продолжила сниматься в Америке. Главной победой актрисы стало получение «Оскара» и каннского «льва» за лучшую женскую роль в военной драме «Чочара» Витторио Де Сика 1960 года. Этот триумф перевернул ее жизнь — теперь Софи Лорен стала востребованной актрисой во всем мире.
Семейные ценности
Однако творческий успех не мог затмить неурядиц в личной жизни. Поскольку в Италии Карло Понти не мог получить развод с супругой, но должен был оформить официальные отношения с любовницей, чтобы не потерять ее, он принял решение заключить брак с Софи Лорен в Мексике. Продюсер собственной жизни, Понти был сам себе и государством, и церковью — с Ватиканом и Италией рассорился со вселенским шумом. Его чуть не отлучили от церкви и судили за двоеженство. В родной стране их брак признали законным только в 1966 году. Став супругой Карло Понти, Софи Лорен превратилась в первую леди итальянского кинематографа. У пары была недвижимость за границей, в том числе во Франции и Швейцарии, где они впоследствии провели вместе последние совместные годы. Дома ломились от произведений искусства — известны случаи, когда Софи Лорен одалживала древние артефакты в качестве реквизита для съемок фильмов. Актриса была обладательницей от-кутюрного гардероба и ювелирных шедевров. Однажды в лондонском отеле грабители украли ее драгоценности. В отчаянии она разрыдалась. Режиссер Витторио де Сика взял ее за плечи и сказал: «Никогда не плачь по тому, что не может плакать по тебе. Мы два неаполитанца, рожденные в бедности. Деньги приходят и уходят». Финансовые потери в действительности были мелочью в сравнении с тем фактом, что у звездной пары не было детей, о которых Софи очень мечтала. Только в 34 года после нескольких неудачных попыток и долгого лечения ей удалось забеременеть, но врач счел необходимым условием вынашивания ребенка постельный режим. Готовая на все, чтобы испытать радость материнства, энергичная, темпераментная Софи Лорен безропотно подчинилась — обосновалась в Швейцарии, легла в постель и встала только спустя девять месяцев, а чтобы не сойти с ума от безделья, написала кулинарную книгу, и вернулась в Италию только после родов. В 1968 году она наконец смогла прижать к груди своего первого сына, а через четыре года — второго.
Рациональное мышление
Она стала существенно реже сниматься, посвятив всю себя детям. Чтобы мальчики получили лучшее образование, она переехала из Италии во Францию, не обращая ни малейшего внимания на слухи о том, что супруг в ее отсутствие завел интрижку с сексапильной молодой актрисой Далилой ди Ладзаро. Она держалась с королевским достоинством, когда в 1982 году за неуплату налогов была приговорена к наказанию и 18 дней провела в тюрьме. Поклонники и заключенные приветствовали вошедшую в тюрьму актрису, держа плакаты с ее фотографией, на которых было написано: «Простите Софию». Эти злоключения не повлияли на ее репутацию. «В жизни обязательно надо попробовать все, а потом благополучно забыть о некоторых вещах навсегда», — философствовала она. После освобождения Софи Лорен продолжила сниматься в кино. Новым поводом для обсуждений в прессе стали пластические операции актрисы, которая всегда считала, что красота стоит того, чтобы за нее бороться любыми способами. Карло Понти к тому времени отошел от дел, посвятив оставшиеся годы сыновьям — дирижеру Карло-младшему и режиссеру Эдуардо. В 1994 году Софи Лорен в последний раз снялась с Марчелло Мастроянни в фильме Роберта Олтмена «Высокая мода», а в 1996 году сыграла с Джеком Леммоном и Уолтером Маттау в американской комедии «Старые ворчуны разбушевались». В последний раз она появилась на экране четыре года назад в картине своего сына режиссера Эдуардо Понти «Вся жизнь впереди». Секрет успешной счастливой жизни от Софи Лорен прост: «На многое надо смотреть реально и трезво. Плохо водите машину — не одалживайте у знакомых новый «роллс-ройс». Нет голоса — не утомляйте вокализами соседей. Но будьте твердо убеждены, независимо от мнения остальных, что вы хороши по-своему».