Первая роль
Пьер Ришар, которому прочили солидную карьеру нотариуса или инженера, стал таким же разочарованием для родственников, как и его отец — кутила, проигравшийся на скачках, волокита, бросивший свою жену в «интересном положении». Потомок аристократов, богатый промышленник Леопольд Дефей, дед Пьера, узнав о непростительном поведении сына, выгнал его из дома. Так из жизни маленького Пьера исчез отец, а его место заняли два дедушки. Кумиром детства стал дед Аргимиро, малограмотный итальянский иммигрант, который благодаря энергии и смекалке сумел разбогатеть. Смуглый черноволосый «макаронник», он нежно любил белокурого внука, который казался ему неземным, ангельским созданием. Когда Пьер подрос и ему полагалось учиться, заботу о нем взял на себя дед Леопольд, который хозяйствовал в роскошном замке. Пьера определили в пансион, где вместе с выходцами из знатных семей учились дети крестьян, шахтеров и простых рабочих. Они, мягко говоря, с ненавистью относились к парнишке, которого каждый день на занятия привозили на лимузине. Дурашливый Пьер, обладавший забавной внешностью, решил защищаться с помощью юмора, заделавшись шутом, и получал покровительство наиболее сильных в месте, где царило насилие. «Для человека, которому все время твердили, что он из привилегированного класса, выдержать это было совсем не просто! — признается Ришар. — Я даже позволил себе остаться на третий год в пятом классе — случай небывалый в анналах лицеев и коллежей Франции… Я не был сынком богатых родителей. Я играл роль богатого сынка».
Новое амплуа
По окончании учебы Пьер, увлекшийся музыкой и игравший в джазовой группе, объявил близким, что выбрал артистическую стезю и поступает в школу драматического искусства. Долгое время ему доставались роли второго плана. Он обивал пороги агентств для актеров, но ничего серьезного ему не предлагали. Режиссер Ив Робер сказал ему: «Пьер, для тебя нет места во французском кинематографе. Ты не актер, ты — персонаж, поэтому ты должен создать свое собственное место в кино». И спустя полтора года после того разговора Пьер написал сценарий «Рассеянного», принес его Роберу и сказал, что задумал фильм о своем альтер эго. Рассказывая о своем первом детище, Ришар неизменно подчеркивал, что образ рассеянного человека «обречен на успех», что его чудаковатость неизменно «вызывает добрый зрительский смех». Он будет культивировать этот образ и в жизни, рассказывая интервьюерам нелепые истории о том, как постоянно что-то теряет — ключи от дома, паспорт, кошелек, очки. Он усугубит амплуа маленького непоседливого безответственного мальчика неряшливым внешним видом, появляясь на публике в потертом пиджаке, брюках с пузырями на коленках и стоптанных башмаках.
Правила поведения
Элегантный, одетый с иголочки Пьер Ришар, — нонсенс. Он заявляет, что терпеть не может новые вещи. Материальные, земные блага его мало интересуют, даже живет он долгое время в Париже не на земле, а на воде. Он обустроил себе дом в барже «Эдрашт», некогда пришвартованной к набережной Сены близ моста Александра III, из иллюминаторов которой ему был виден собор Парижской Богоматери, Консьержери и Дворец юстиции. Чудаковатость и непосредственность актера обладают необъяснимым стихийным обаянием — он пользуется успехом у женщин. Его четвертая официальная спутница — бывшая манекенщица из Бразилии. Экзотичная и эффектная, при первой встрече она поразила актера тем, что заинтересовалась им, не имея представления о том, что он французская знаменитость. От первого брака у Пьера Ришара двое взрослых сыновей, которые занимаются джазовой музыкой. Актер признается, что является их самым преданным поклонником и старается не навязывать им своего мнения: «Я никогда не соблюдал правил. И я понял, что чужой опыт никогда помочь не сможет. Чужой опыт — это как расческа для лысого».
Дружба кошки с собакой
Одним из самых кассовых фильмов Ришара стала картина «Невезучие», где он впервые сыграл в дуэте с неистовым французским исполином Жераром Депардье. В Париже ленту посмотрело около полутора миллионов зрителей, в СССР — 120 миллионов. С тех пор эти двое стали любимцами русской публики. Дуэт так понравился зрителям, что режиссер Франсис Вебер решил снять еще две комедии, в которых Депардье и Пьер Ришар сыграли на пару — «Папаши» и «Беглецы». Каждая из них принесла дополнительную славу и режиссеру, и актерам. «Мои комедии, — подчеркивал он, — неизменно отвечают характеру придуманной ситуации. При этом важно найти две критические массы, способные взорвать бомбу. Иными словами, вы засовываете в один мешок кошку и собаку и смотрите, что будет дальше. Обычно они быстро становятся друзьями». Так и случилось в жизни — Ришар и Депардье стали большими друзьями. Пьер шутит: «Кто-то предпочитает экстремальный спорт, прыжки с парашютом, а я просто дружу и снимаюсь с Жераром Депардье. От его объятий у меня болит все тело. Но больше всего мне достается на съемках. Помню случай, когда по сценарию Жерар должен был отвесить мне пощечину. Я получил ее раз. Режиссер скомандовал сделать еще дубль — вторая пощечина. Пробуем крупный план — третья пощечина. А надо сказать, что рука у здоровяка Жерара тяжелая, как огромный толстый стейк. В общем, пока мы снимали эту сцену, я оказался полностью измотан, поскольку получил 18 пощечин. И они еще удивились, почему я не вышел на работу на следующий день».
Жажда жизни
По совету своего удачливого друга, гениального актера, гастронома и бизнесмена Жерара Депардье Пьер еще в 1986 году купил поместье с виноградниками в самом большом винном регионе Франции — Лангедоке. Увидев эти земли в окружении озер, вблизи побережья Средиземного моря, он не раздумывая принял решение приобрести их. Некоторые из старых лоз Ришар сохранил, но большая часть виноградников была обновлена. Сейчас они дают до 80 000 бутылок в год, треть из которых реализуется прямо в погребе при шато, куда приезжают туристы, треть расходится во Франции, и треть идет на экспорт. К своим винам он относится без пафоса: «Они просты и легкомысленны, безо всяких выкрутасов. Вы пьете их, если вам надо немедленно утолить жажду — когда вы играете в мяч». Вероятно, сам Пьер в более молодом возрасте так и делал — он обожает спорт, регулярно посещал теннисные турниры «Ролан Гаррос», катался на горных лыжах в Гималаях, погружался с аквалангом на Мальдивах. В 80 лет он позволял себе лихачить на мотоцикле и признавался, что чертовски боится полицейских: «Даже не знаю почему. Мне обычно все сходит с рук. Стоит снять шлем, как жандарм говорит: «А, это вы! Все в порядке!» Правда, некоторые просят предъявить документы. Тут я начинаю долго шарить по карманам, и полицейский зовет коллег: «Идите сюда! Пьер Ришар показывает свой номер! Обхохочешься!» Сегодня ему почти девяносто, он передал бразды правления винодельней сыну и уже не рассекает по Парижу на двух колесах. Но мы все еще можем наслаждаться его видом на экране — в прошлогодней драме «Жанна Дюбарри» или очередных приключениях «Астерикса и Обеликса».