Семейная тайна
Одри Хепбёрн родилась 4 мая 1929 года в городке недалеко от Брюсселя в обеспеченной аристократической семье. Ее мать — баронесса из древнего голландского рода — обладала тяжелым характером. Первое замужество кончилось разводом, даже несмотря на то, что в этом браке родилось двое сыновей. Новый супруг — отец Одри — тоже имел за плечами один брак, был почетным британским консулом в Голландской Ост-Индии, а потом, когда пара поженилась и переехала в Бельгию, стал банкиром. Раннее детство Хепберн было защищенным и привилегированным. В 1930-е годы супруги вовлеклись в политику, активно поддерживали нацистов. Когда Одри достигла известности, связь родителей с фашизмом всегда очень остро переживалась ею. И хотя сама она была совершенно ни в чем не повинна, а ее мать уже давно раскаялась в своих заблуждениях, этот постыдный факт долгое время угрожал репутации актрисы.
Деспотичная баронесса
Баронесса воспитывала дочь в строгости, держала на расстоянии, редко высказывала одобрение и постоянно давала ей ценные указания. «В детстве меня научили тому, что привлекать внимание к себе — признак дурных манер. Никогда не следует выставлять свои чувства напоказ… Я и сейчас слышу голос матери: «Никогда не опаздывай! Сначала думай о других! Никогда не говори о себе. Твоя болтовня не представляет никакого интереса. Нужно говорить о других!» Зато отец не мучил ее назиданиями, и она обожала его. Однако жил он в семье очень недолго. Родители плохо ладили, постоянно ссорились, маленькая испуганная криками Одри пряталась под столом и горько плакала. Впоследствии, став взрослой, Одри, помня свой негативный опыт, никогда ни на кого не повышала голос. Однажды после скандала, который устроила баронесса, застав отца в постели с няней, он просто ушел от них навсегда. «То, что мой отец отрезал себя от меня, когда мне было всего шесть лет, было ужасно до отчаяния. Я всегда с завистью смотрела на отцов других детей, приходила домой в слезах, потому что у них есть папочка», — откровенничала Одри Хепберн.
Голодная зима
Мы не выбираем родителей и время, в котором нам приходится жить. Пока шел бракоразводный процесс, Одри отправили учиться в частную школу в Англию, но после того, как осенью 1939 года в стране начались военные действия, мать перевезла девочку в Нидерланды, надеясь, что эта страна останется нейтральной и будет избавлена от нападения Германии. Именно там Одри, мечтавшая парить над сценой, выполняя шпагаты в воздухе, начала посещать класс балета в консерватории. Но война нарушила ее планы — Арнем, город, в котором они жили, был оккупирован немцами. «Если бы мы знали, что нас будут удерживать в оккупации в течение пяти лет, то сразу бы застрелились. Мы всегда думали, что это закончится на следующей неделе… через шесть месяцев… в следующем году…» — вспоминала актриса. Ей пришлось взять псевдоним, потому что английское имя было опасным. Каждый день она видела, как на улицах расстреливали людей, обвиненных в сопротивлении нацистам. Когда находиться в Арнеме стало совсем рискованно, они перебрались к родственникам в соседний городок Велп, где в 1944 году их застал печально известный массовый голод. Одри вспоминала, как она пыталась выжить, питаясь травой, крапивой и луковицами тюльпанов, как мать заставляла ее оставаться в постели в течение дня, чтобы сберечь калории. К концу Второй мировой войны при росте 170 сантиметров Одри весила всего 39 килограммов.
Дебют в роли стюардессы
Поскольку в тяжелые времена состояние семьи было утрачено, Одри бралась за любую работу — танцевала в шоу, играла на сцене и однажды оказалась на съемках. Она дебютировала в кино, сыграв стюардессу в документальном фильме о путешествиях «Голландский за семь уроков». Получив балетную стипендию в известной танцевальной труппе, она переехала в Лондон, однако педагоги были единодушны: слишком слаба физически, чтобы добиться большого успеха в этом искусстве. Одри подрабатывала моделью, участвовала в мюзиклах и не пренебрегала даже самыми скромными предложениями в кино. Во время съемок фильма «Малыш Монте-Карло» в 1951 году в отеле она познакомилась с великой французской писательницей, сценаристом, звездой «прекрасной эпохи» Сидони-Габриэль Колетт — и это событие перевернуло ее жизнь. Почтенная Колетт была так очарована прелестной Одри, что утвердила начинающую актрису на главную роль в бродвейской постановке своего романа «Жижи». Одри встретила нужного человека в нужное время — на заре карьеры.
Принцесса Голливуда
Через океан на белоснежном лайнере она плыла в жизнь своей мечты. Постановка «Жижи» на Бродвее прошла великолепно, журнал «Лайф» назвал Одри сенсацией. Уже в следующем году Одри снялась в романтической комедии «Римские каникулы» — за чистую игру и неподдельную жизнерадостность в кадре она получила премию «Оскар». Далее последовало десятилетие большого успеха, в течение которого вышли такие картины, как «Сабрина», «Забавная мордашка», «Война и мир», «История монахини» и «Завтрак у Тиффани». Снимаясь со звездами первой величины, Одри Хепберн стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Именно тогда актриса приобрела статус иконы стиля. Авторитетный голливудский костюмер Эдит Хедд говорила о ней: «Эта девушка всегда шла впереди высокой моды. Она подчеркивала свою стройность, по праву считая ее своим основным достоинством. Я поняла, что она станет идеальным манекеном для любого моего костюма». Когда Эдит Хед получила «Оскар» за наряды из фильма «Сабрина», которые на самом деле были созданы по эскизам французского дизайнера Юбера Живанши, Одри позвонила ему, чтобы извиниться. Она пообещала, что никогда больше такого не допустит, и способствовала тому, чтобы он шил платья для ее героинь. Образ Холли Голайтли в черном платье и темных очках из фильма «Завтрак у Тиффани» 1961 года, созданный Юбером Живанши и Одри Хепберн, превратился в один из самых знаковых в мировой культуре XX века. Актриса назвала эту роль «самой джазовой в своей карьере», а с модельером дружила многие десятилетия, называя общение с ним психотерапией для себя.
Долгожданное материнство
Личную жизнь Одни Хепберн сложно назвать простой. У актрисы было несколько служебных романов и даже одна несостоявшаяся свадьба — примерив платье невесты, она передумала. На премьере «Римских каникул» Одри познакомилась с актером и режиссером Мелом Феррером, который стал ее первым мужем. Она отчаянно желала материнства, однако раз за разом никак не могла доносить ребенка до срока. В 31 год ей наконец повезло, у нее родился сын Шон. Спустя восемь лет после рождения сына супруги расстались, а через год во время путешествия Одри познакомилась с Андреа Дотти, психиатром-неврологом, который стал ее вторым мужем и отцом ее младшего сына Луки. Мальчик, родившийся в 1970 году, даже не знал, что его мать — мировая знаменитость, пока не подрос. Съемки требовали от актрисы многомесячного отсутствия дома. Одри решила, что в первую очередь она — мать. Больше никаких междугородних звонков и пропущенных сказок на ночь. На вершине успеха Одри Хепберн просто осталась дома. Она обосновалась на небольшой вилле «Ла Пасибль» в местечке Толошеназ на берегу Женевского озера, которую актриса купила еще будучи в первом браке. Здесь она вырастила детей, водя их в школу, делая с ними уроки, стряпая для них печенье. Здесь пережила второй развод и последнюю любовь своей жизни. Отсюда она отправлялась в многочисленные поездки по миру. Когда сыновья выросли, в 1988 году Одри Хепберн стала международным послом доброй воли ЮНИСЕФ, в качестве которого активно привлекала внимание к проблемам детей в наименее благополучных регионах Африки, Южной Америки и Азии.
Прекрасный образ
Вилла «Ла Пасибль» стала отражением аристократического вкуса ее владелицы. Итальянская актриса Софи Лорен, жившая по соседству с Одри Хепберн, чувствовала себя простушкой, однажды побывав у нее в гостях: «Мы вошли в великолепный, светлый, целиком декорированный в белом цвете дом, который находится на возвышении, откуда открывался вид на озеро. Хозяйка тоже была вся в белом, на белом столе стояли цветы и множество свечей. Во всем невероятно изысканный вкус… Подали закуски, по крайней мере, я так это расценила. Листик латук-салата, завиток маленького кусочка свежего сыра, а сверху консервированная малина. Рядом тарелочка с хрустящим хлебцем миниатюрного размера. Приятная беседа, консервированная малина в придачу… но, когда унесли тарелки, Одри встала и со своей неземной, неотразимой улыбкой произнесла: «Как же я наелась!» Иными словами, обед был завершен». Знаменитая итальянка поблагодарила за гостеприимство и отправилась к себе домой готовить ужин. На самом деле Одри никогда не была жеманницей, снобкой или ханжой. «У меня есть грехи, — говорила она. — Что-то серьезно не так с теми, кто думает, что Одри Хепберн не потеет, не икает и не чихает». Она много курила, иногда до трех пачек сигарет в день, любила пропустить стаканчик пива или виски. Из-за пережитых в детстве ужасов актриса страдала затяжными депрессиями. У нее были серьезные нарушения пищевого поведения, из-за которых долгое время она не могла выносить беременность. Одри не могла сниматься в фильмах о войне, какими бы выгодными ни были предложения. Но все вокруг видели только уравновешенную красивую, изысканную женщину — само совершенство, какой от нее требовала быть ее мать.