Кейт Бланшетт. По натянутому канату

Известный в узких кругах австралийский драматург и режиссер Эндрю Аптон всегда говорил супруге только правду. После громкого успеха в исторической драме «Елизавета», где Кейт Бланшетт сыграла роль королевы Англии, он предупредил: «На самом верху тебе отмерено лет пять. Постарайся не упустить свой шанс».
Кейт Бланшетт. По натянутому канату_foto

Предложение руки

Они поженились прямо перед началом съемок «Елизаветы». У друзей молодоженов в церкви был сконфуженный вид. О том, что они встречаются, многие даже не подозревали. Половина была уверена, что актриса и начинающий режиссер не в восторге друг от друга.   При первой встрече они действительно составили не лучшее впечатление друг о друге: «Зазнайка» — подумал он, «Зануда» — решила она. Но через несколько дней он оказался на спектакле «Чайка», где она играла Нину Заречную, и был поражен изменениями, которые происходили с ней на сцене. Они поженились через 21 день после первого поцелуя и счастливо живут уже 20 лет — большая редкость в богемной среде. «Однажды так сложилось, что мы оказались в гостях у общих знакомых, за одним столом, где играли в покер, — вспоминает историю их романа Кейт Бланшетт. — И он стал мне рассказывать, как ему нравится моя подруга. А потом вдруг неожиданно взял и поцеловал меня! Наглец! Три недели спустя Эндрю попросил моей руки. Мой муж один из самых рациональных людей, витающих в облаках. Он такая гигантская личность, что почти не умещается между землей и звездами. Такие люди чрезвычайно редки». Описывая свою роль при жене, супруг Бланшетт иногда в шутку называет себя «рукой» — частью тела, которая обычно остается от него на совместных фотографиях с красных дорожек: «В журнале смотрят на снимки и думают: «Фу, какой он неинтересный, давайте его отрежем, — шутит Эндрю. — Нас еще только фотографируют, а я уже воображаю ножницы!»

Фантастическое существо

Самоирония — признак ума, ведь посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других. Эндрю Аптон отдает себе отчет, что выглядит несколько нелепо рядом с привлекательной женой, хотя Кейт Бланшетт нельзя назвать типичной красавицей. В ней есть гламурность актрис старой голливудской школы вроде Кэтрин Хепбёрн, харизматичность современных кинодив «фабрики грез» вроде Мэрил Стрип, а также ангдрогинность артхаусных авантюристок, свойственная Тильде Суинтон, позволяющая превращаться в мужчину или в бесполое фантастическое существо. Кейт Бланшетт, как и ее британская коллега, является счастливой обладательницей неяркого лица, которое способно невероятным образом меняться благодаря гриму и мимике. Именно этот особенный природный дар позволил Кейт Бланшетт сыграть мужчину: в фильме «Меня там нет» она изобразила Боба Дилана, выдающуюся фигуру американской поп-культуры. А еще — исполнить тринадцать ролей в одном фильме. В видеоинсталляции «Манифесто» актриса произносит манифесты художественных и политических течений XX века, перевоплощаясь в колоритных персонажей, среди которых школьный учитель, рабочий завода, заслуженный хореограф, пьяный панк, гламурная ведущая новостей, ученый, кукловод, скорбящая вдова и ополоумевший подзаборный нищий. Концепция «Манифесто» довольно примитивна, учитывая, что арт-объектами подобного толка изобилуют современные биеннале, — типичное искусство про искусство.  Сюжет «Манифесто» — не попурри художественных и политических взглядов и мнений, а триумф одной актрисы.

Кейт Бланшетт. По натянутому канату_foto

Семейные обстоятельства

«Она принадлежит к когорте величайших актрис мира», — уверен Вуди Аллен, снявший ее в фильме «Жасмин» в главной роли, которая принесла ей второго  «Оскара». О такой карьере Кейт Бланшетт даже не мечтала — ее амбиции не выходили за рамки банальной идеи помочь своей семье, которая рано потеряла кормильца: отца не стало, когда Кейт было десять лет. С тех пор ее не покидало чувство тревоги по отношению к близким людям. Всякий раз, уходя в магазин, к соседям, в школу, отлучаясь из дома хоть ненадолго, Кейт искренне и подолгу прощалась со всеми членами своей семьи. Она до сих пор не выносит разлуки с любимыми — перед тем, как согласиться на роль, оговаривает в контракте присутствие детей и мужа на съемках. Мэтт Дэймон, ее партнер по фильму «Талантливый мистер Рипли», вспоминает: «У Кейт просто невероятный талант, и она всегда выкладывает по полной. Я бы сказал, она слегка тронутая в определенном смысле. На площадке вокруг нее почти все время скакали трое ее сыновей, и в перерывах она была занята исключительно ими. Но стоило прозвучать команде «Мотор!», как она тут же превращалась в совершенно другого человека, от знакомой мне Кейт не оставалось и следа».

Декларация независимости

Кейт никогда не ставила актерскую карьеру выше обязанностей жены и матери. В 2001 году она умудрилась сняться в шести фильмах — и родить своего первого сына. В 2004 — второго. В 2008 у Бланшетт и Аптона родился третий сын! А совсем недавно пара удочерила чудесную девочку. С одной стороны, она консервативна в вопросах семьи и брака, с другой — абсолютно убеждена, что крепкий брак основан на равноправии и общих взглядах. «До сих пор женщинам продолжают задавать вопросы о том, как же им удается находить этот пресловутый баланс между карьерой и семейной жизнью. А как часто об этом спрашивают мужчин? Я верю в равенство и хочу работать с мужчиной плечом к плечу. Мне не нужно, чтобы кто-то стоял за моей спиной».  Она считает себя феминисткой: «К сожалению, мужчины до сих пор получают больше, чем женщины, выполняя одинаковые объемы работы. Мы должны иметь равные права для всех людей независимо от пола. До сих пор слово «феминизм» многие считают грязным, думают, что это унижения и угрозы в сторону мужчин. Но от всеобщего равенства пользу получат все, не только женщины, — это нужно нам всем».

Женственность и мужество

Обычно публике интересны знаменитости, к которым прилагаются скандалы и романы, но ничего похожего с Кейт Бланшетт не происходит. Бланшетт старается держаться подальше от таблоидов, при этом умудряясь блистать на обложках журналов и становясь лицом крупнейших марок, например, аромата Giorgio Armani. Мэтр итальянской моды объяснил, почему остановил выбор на австралийской актрисе: «Предпочитаю смотреть на женщин, которые выглядят естественно. Женщина должна иметь мужество стареть, а не отчаянно пытаться выглядеть моложе своего настоящего возраста. Со временем женское тело становится только лучше. Женщина занимается своей работой, рожает и растит детей, становится сильнее. У нее появляется характер. Посмотрите на Кейт Бланшетт!» Она не сидит на диетах, практически не занимается спортом и утверждает, что никогда не прибегала к инъекциям ботокса: «Я знаю, что, когда я смеюсь, мои морщинки становятся глубже, но я не впадаю в панику по этому поводу. Зачем мне лицо, на котором не отражена моя история, лицо, которому чуждо чувство юмора?»

Острые ощущения

Для многих голливудских звезд театр всегда остается запасной платформой, где они могут самоутвердиться в случае неудачи на съемочной площадке, но Кейт Бланшетт начинала в театре и, в сущности, не покидала его, снимаясь для широкого экрана. В мир театра она пришла по воле импульса. Однажды во время отдыха в Египте ей предложили сняться в массовке, и на нее подействовала магия лицедейства. Он бросила Мельбурнский университет, где изучала экономику, и окончила Национальный институт драматического искусства в Сиднее. Признанием ее таланта стали роли в классическом мировом репертуаре — «Гамлете», «Трамвае «Желание» и «Дяде Ване». А когда ее открыл для себя Голливуд, публика получила возможность наслаждаться ее потрясающей игрой в фильмах «Жасмин», «Скандальный дневник», «Кэрол». Время от времени она дает себе обещание уйти из профессии, но нарушает его всякий раз, когда ей предлагают экстремальное сценическое приключение, обещающее острые ощущения и яркие эмоции: «Выходить на сцену каждый раз все равно что ступать по натянутому под потолком канату».

«Оскар», полученный Бланшетт за роль Кэтрин Хепберн в «Авиаторе», — единственная в истории этой премии награда за роль исторического лица, которое, в свою очередь, само было удостоено «Оскара».

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com