Рисунок на полях
На каноническом изображении, созданном около 1490 года, Леонардо да Винчи точными штрихами вывел фигуру мужчины в двух наложенных одна на другую позициях. Иллюстрация к архитектурному трактату древнеримского инженера Марка Витрувия Поллиона была найдена в одной из личных записных книжек мастера. Леонардо вовсе не предполагал, что скромный набросок войдет в историю искусства наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой». Архитекторы и художники эпохи Ренессанса восприняли фолиант Витрувия в качестве основополагающей доктрины. Один из принципов, изложенных в труде античного автора, требует соразмерности архитектурных деталей пропорциям человеческого тела. Здание должно быть симметричным и пропорциональным, чтобы быть красивым. Оба признака можно найти в природе. И нет более совершенного естественного примера симметрии и пропорции, чем человеческое тело.
Игра смыслов
Метафора идеальной гармонии в виде «Витрувианского человека» прочно вошла в художественный оборот. В 2011 году ирландский художник Джон Квигли изобразил гигантскую копию творения Леонардо на льдах Северного Ледовитого океана, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам глобального потепления. В 2015 году фасады ГМИИ им. А. С. Пушкина дополнила инсталляция художника Александра Пономарева, состоящая из конусов-ветроуказателей, чей диаметр точно соответствует параметрам рисунка Леонардо да Винчи. Сам автор осуществил перформанс на судне Российской академии наук в арктической части Атлантического океана, разместившись внутри конструкции в позе «Витрувианского человека». На протяжении десятилетий знаменитый рисунок служит сюжетом для причудливых пародий и парафразов. По принципу, изобретенному Леонардо, в геометрические фигуры вписали героев мультфильмов, спортсменов и героев поп-культуры. Американский скульптор Ларри Мосс повторил классический сюжет с помощью легкомысленных воздушных шариков. Визуальная инсталляция бельгийской дизайнерской команды Konstruktiv изображает «Витрувианского человека» цифровой эры в виде абстрактной фигуры из синтезированных на компьютере треугольников.
Иллюзия совершенства
Рисунок Леонардо в качестве символа соразмерности человека и пространства вдохновил не только множество художников, но и архитекторов. На основе «Витрувианского человека» Ле Корбюзье составил собственную шкалу пропорционирования зданий — набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека. Система великого визионера графически изображается в виде человеческой фигуры с поднятой рукой, которая стоит рядом с красной и синей вертикальными шкалами. Центрированный рисунок Леонардо создает ощущение стабильности, покоя и порядка. Тем не менее некоторые детали эскиза не симметричны. С левой стороны художник допустил больше штриховки цветом, справа — развернул в сторону ступни фигуры. Леонардо пришлось внести несколько анатомических допущений, чтобы изображение выглядело естественно. Получился не столько добросовестный портрет, сколько фиксация строгих форм с точки зрения математики. И пусть идеал существует лишь в нашем воображении, искусство Леонардо помогает осознать красоту и сложность этой иллюзии.
«Витрувианский человек» хранится в коллекции художественного музея Галереи Академии в Венеции. В связи с чрезвычайной ценностью и хрупкостью рисунка он выставляется лишь раз в несколько лет.