Все дело в мачте!
Русская вязь, торжественная, орнаментальная, богато украшенная, которую сегодня бережно возрождают, впервые появляется в конце XIV века, а столетие спустя она стала самым распространенным каллиграфическим приемом, используемым в оформлении рукописных книг. Школы по лигатурному начертанию букв возникают в Новгороде, Москве, Пскове и, конечно, в Троице-Сергиевом монастыре, центре русской письменности. Именно в его стенах и формируется узнаваемый во всем мире облик кириллической вязи. Основным техническим приемом в древнерусском письме считается мачтовая лигатура — соединение двух смежных вертикальных линий в одну. В греческом алфавите, для сравнения, насчитывается 24 знака, из которых только дюжина имеет те самые мачты, они, в свою очередь, могут образовать не более 40 сочетаний. В то время как кириллица состоит из 26 знаков с мачтами и составить они могут до 600 различных художественных интерпретаций. В начале XVIII века Петр I провел реформу русской азбуки и ввел в обиход гражданский шрифт, приближенный к западному облику, но русской вязи по-прежнему верны старообрядцы, которые сохраняют этот древний тип письма живым.
Письмена из прошлого
Писать, как это делали служители монастырей в древнерусских скрипториях, книжные писцы эпохи Романовых, адепты всего исконно русского, вновь стало модным в веке двадцатом. Выдающийся иллюстратор детских сказок Иван Билибин призывал вернуть старую художественную Русь, «вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью». Именно его рисунки, орнаменты и диковинные начертания букв мы помним по сборникам русских народных сказок. Он скрупулезно воссоздавал костюмы, утварь, постройки былых времен и оформлял готовый ансамбль в узорчатые рамки, будто бы водружал его в резные оконные наличники. Даже шрифты были стилизованы под старинные рукописи. Так возник узнаваемый авторский почерк, который позднее назвали «билибинским». Кроме того, Билибин применял русскую вязь в оформлении плакатов и афиш. В XXI веке древнерусское лигатурное письмо вдохновляет уличных художников, которым наскучили западные темы и образы. Известные граффитисты и стритартеры, включая законодателя уличной художественной моды Покраса Лампаса, внедряют в свои экспериментальные работы элементы русской вязи. А несколько лет назад арка жилого дома в Ярославле претерпела метаморфозы, став самым ярким объектом современного искусства в городе — кириллическим письмом на ее стены нанесены строки из поэзии Иосифа Бродского.
Поэзия застывших букв
Постигать искусство русской вязи, по словам Петра Чобитько, учредителя и художественного руководителя первой в России школы каллиграфии «От Аза до Ижицы», значит искать связующие нити со своим прошлым, многовековой историей своей страны, со своим родом и землей предков:
— «Рассыплется мира интрига, и будней забудется грязь. Останется Вечная книга — живая славянская вязь». На эту тему я могу говорить часами. Тема неисчерпаема, как сама жизнь, с виду простая, понятная, доступная, а при внимательном рассмотрении таящая в себе загадки и непознанное. Известная поговорка «что написано пером, не вырубишь топором» напрямую относится к вязи. Кому удалось прочесть текст, написанный древнерусским лигатурным письмом, тот запомнит его на всю жизнь. А еще вязь всегда называли лучшим «средством от дураков». Пишут вязью нелинейно, буквы связывают друг с другом и читают по вертикали, зигзагообразно. И в тот момент, когда человек начинает понимать вязь, он открывает для себя всю красоту русского языка. Издревле на Руси детей учили вязи в качестве начальной формы обучения письму, чтению и счету, и сегодня меня как человека, почти 50 лет занимающегося исследованием древнерусского письма, очень радует возрастающий интерес к русской каллиграфии. К сожалению, ни педагогов, ни учебных пособий долгое время в России не было, и мы взяли на себя миссию по подготовке качественно новых учителей каллиграфии и выпуск соответствующей теоретической литературы. Благодаря совместным усилиям с коллегами из регионов появился центр каллиграфии и учебный музей в Бийске, а также множество студий и школ в городах нашей страны.
Заниматься каллиграфией в целом и русской вязью в частности еще и очень полезно для здоровья. В процессе написания символов активизируются нервные связи, поскольку этот вид деятельности заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Отличное средство для тренировки мозга!