В начале XVI века носорог считался в Европе мифическим животным: он не появлялся на континенте уже тысячу лет, со времен римлян. И каково же было удивление жителей Лиссабона, когда 20 мая 1515 года загадочный зверь из старинных преданий прибыл в городской порт собственной персоной. Носорога по имени Ганда привезли на корабле из далекой колонии: индийский султан Музафар II прислал его в дар португальскому королю Мануэлу. Корабль с живым грузом вышел из Гоа, пересек Индийский и Атлантический океаны с краткими остановками в Мозамбике, на острове Святой Елены и Азорских островах, после чего без происшествий добрался до метрополии. В эпоху Ренессанса прибытие в Португалию живого носорога подстегнуло и без того сильный интерес к античности: выходило, что Плиний, описавший носорогов в «Естественной истории», был прав, а значит, мудрости древних римлян можно доверять. Животное было выставлено на всеобщее обозрение в зоопарке, а его изображения на какое-то время стали самым модным элементом дизайна домов, церквей и дворцов. Правда, король Мануэл так и не решил, что делать с индийским гостем, и отправил его в подарок римскому папе. Бедняга Ганда затонул вместе с кораблем у берегов Лигурии, не доплыв до понтифика, но его облик был увековечен для потомков усилиями преуспевающего нюрнбергского художника и графика — Альбрехта Дюрера.
Дюрер так и не увидел лиссабонского носорога, а при изготовлении знаменитой гравюры пользовался чужими зарисовками и описаниями очевидцев. В его воображении чудесный зверь обрел тяжелые латы, рог на спине, чешую на ногах и зазубренный гребень. Несмотря на анатомические неточности, общий облик носорога был передан художником вполне реалистично, и оттиски гравюры расходилась на ярмарках в Нюрнберге, Аугсбурге и Франкфурте тысячными тиражами, попав в итоге даже в естественно-научные труды, энциклопедии и учебники. Вплоть до конца XVIII века «Носорог» Дюрера считался достоверным изображением вида Rhinoceros. Попутно гравюра поразила воображение художников и архитекторов своего времени. Изображения носорога, основанные на работе великого немца, можно увидеть на голландских гобеленах, в основании колонны перед церковью Гроба Господня в Сен-Дени, на рельефе на одной из дверей Пизанского собора и на эмблеме всесильного флорентийского герцога Алессандро Медичи. Стоянку для яхт в испанском городе Марбелья украшает статуя «Носорог, одетый в кружева» работы Сальвадора Дали: в самом деле, при определенном взгляде в старинном шедевре Альбрехта Дюрера нетрудно заметить черты сюрреализма.
Чернильный рисунок для гравюры «Носорог» авторства Альбрехта Дюрера выставлен в Британском музее. В венской галерее Альбертина хранится оригинальная гравюра 1515 года.