История легендарного «Давида» началась задолго до того, как мастер сделал первый удар долотом о камень. Гигантский блок каррарского мрамора, призванный преобразиться в великое творение, был получен в конце 1464 года в районе Каррары на западном побережье Италии и лежал без дела несколько десятилетий, прежде чем за него взялся Микеланджело Буонарроти. Летом 2017 года на стене карьера в Апуанских Альпах появилась крупная роспись, изображающая лицо и левую руку Давида, изваянного Микеланджело. Добавив к узнаваемому облику фирменной разноцветной геометрии, бразильский уличный художник Эдуардо Кобра отдал дань уважения мрамору Каррары. Как Микеланджело уже при жизни называли «божественным», так и его «Давид» был признан чудом с того момента, как в сентябре 1504 года его оценили высокопоставленные заказчики из городского совета Флоренции. Статуя, которая изначально должна была украшать фасад собора на 80-метровой высоте, была перенесена в лоджию Ланци, где ее можно было разглядывать с близкого расстояния.
Камень в руке, праща за спиной. Мраморный Давид воплощает внутреннюю концентрацию и волю. Он стоит перед Голиафом без страха, опираясь всем весом на одну ногу и отставив вторую в сторону, изготавливаясь к роковому броску. Изображая библейского героя без доспехов, Микеланджело создал универсальный образ молодого мужчины в расцвете сил, чья внешняя красота находится в полной гармонии с его исключительной уверенностью в себе. «Поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские; и можно сказать, что ни римский Марфорий, ни Тибр или Нил Бельведерские, ни гиганты с Монтекавалло ни в каком отношении сравниться с ней не могут: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил ее Микеланджело». Лучше, чем кто-либо, Джорджо Вазари описал в нескольких словах впечатление от одного из величайших шедевров, когда-либо созданных человечеством.
«Давид» был несколько раз серьезно поврежден как умышленно, так и случайно. Он был почти уничтожен очисткой кислотой, прежде чем в 1873 году был перенесен в Академию изящных искусств во Флоренции. Скульптура, к которой приковано всеобщее внимание на протяжении нескольких веков, в наши дни служит визуальной иконой при обсуждении этических или политических конфликтов, проблем расы, пола или состояния искусства. Давид может внезапно располнеть — а может рекламировать джинсы. Директор по маркетингу Calvin Klein Мелиса Голди пошутила в интервью, что герой Микеланджело мог бы стать моделью бренда, если бы жил в наше время. Бэнкси выступил с модифицированной версией Дэвида на выставке «Бэнкси против Бристольского музея» (2009). Здесь персонаж, который готовится к битве, облачен в военный жилет и бандану, покрывающую нос и рот. Энди Уорхол использовал позу скульптурного Давида в качестве отправной точки для портрета афроамериканского художника граффити Жан-Мишеля Баския. Решительный комментарий по гендерному вопросу сделал Мауро Перуккетти, представив публике женскую версию Давида из стекловолокна под названием «Микеланджело 2020: посвящение женщинам». По мнению итальянского художника, творение Микеланджело не теряет актуального смысла: «Разве Давид в роли библейского героя и его интерпретация XVI века как образа мужества и свободы не сравнится с Бэтменом?»