Купол Флоренции

Поводов посетить Флоренцию может быть сколь угодно, но для пытливого путешественника достаточно и одного. Это легендарный Дуомо. Необыкновенно изящный при всей своей грандиозности собор Санта-Мария-дель-Фьоре служит манифестом эстетики Возрождения, преодолевшей архитектурные принципы Средневековья. Крупнейший в мире купол из кирпичной кладки — самый заметный визуальный символ Флоренции — высится на берегу реки Арно уже более 500 лет.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Купол Флоренции_foto Купол Флоренции_foto

Александр Блок называл Флоренцию «ирисом нежным». В этом городе Достоевский завершил работу над романом «Идиот», о чем гласит мемориальная табличка на доме 22 перед дворцом Питти. И случайно ли, что именно в столице Тосканы классик вывел сакраментальную фразу «Мир спасет красота»? В конце улицы за крепостью Бельведере находится бывшая вилла Чайковского, который считал Флоренцию одним из важнейших источников вдохновения. На фасаде собора Санта-Мария-дель-Фьоре красуется герб русского промышленника Павла Демидова, князя Сан-Донато. Синьор Demidoff щедро жертвовал средства на отделку Дуомо, получив за это статус почетного гражданина Флоренции и право увековечить семейную эмблему в виде рудоискательных лоз и молота. Несмотря на удаленность от моря и постоянные политические кризисы, Флоренция внесла колоссальный вклад в мировую цивилизацию. Здесь родился Данте. Флорентийский мореплаватель Америго Веспуччи дал свое имя двум континентам. Местный уроженец Бартоломео Растрелли дополнил ландшафт Санкт-Петербург такими восхитительными сооружениями, как Екатерининский дворец и Большой дворец в Петергофе. В городе, где на расстоянии 15-минутной прогулки расположены галерея Уффици и Академия изящных искусств с ее оригиналом «Давида» Микеланджело, количество шедевров на душу населения превышает все разумные пределы.

Купол Флоренции_foto Купол Флоренции_foto

Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре — четвертая по размерам церковь в Европе. Его длина составляет 153 метра, общая высота от основания до медного шара на куполе – 114,5 метров. Строительство собора началось в 1296 году. Но к началу XV века работы приостановились из-за сложностей с возведением купола. На протяжении десятилетий собор-колосс, призванный превзойти по убранству и величию храмы Сиены, Пизы и самого Рима, прозябал под дождем и солнцем с зияющей дырой в своде. «Шапка» храма таких габаритов неминуемо обрушилась бы под тяжестью собственного веса. Кроме того, ради возведения строительных лесов вокруг купола пришлось бы вырубить деревья во всей Тоскане. Гениальное решение в 1418 году предложил Филиппо Брунеллески — скульптор, ювелир, инженер и архитектор. Согласно его замыслу, купол диаметром 45,5 метров и весом 37 тысяч тонн должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутренней, видимой изнутри здания, и внешней, более широкой и высокой. Пустотелая конструкция, скрепленная натяжными обручами из камня, железа и древесины, получилась гораздо более легкой, чем если бы она была цельной. В наши дни легендарный купол можно увидеть с любой смотровой точки во Флоренции. Он непременно присутствует на сувенирных магнитах, продается в кондитерских лавках в виде марципанового пирожного.

 

Купол Флоренции_foto Купол Флоренции_foto

После постройки под куполом помещались 90 тысяч человек — по сути, все население тогдашней Флоренции. Но чтобы оценить масштабы Дуомо, стоит решиться на подъем на купол. В отличие от Миланского собора, лифта здесь нет, и путь наверх придется проделать пешком, преодолев 463 ступеньки по узким лестницам. На середине подъема откроется вид на роспись купола — фреску Джорджо Вазари «Страшный суд», которая производит неизгладимое впечатление как своими объемами (около 3600 квадратных метров, половина футбольного поля!), так и натуралистичностью деталей в изображении мучений грешников. Задолго до Вазари великий флорентийский поэт Данте Алигьери, чье изображение также находится в соборе, посвятил тому же сюжету первую часть своей «Божественной комедии». Наградой за утомительный подъем станет потрясающий вид с высоты, с которой туристы на Пьяцца-дель-Дуомо кажутся крохотными муравьями. Переведя дух, оглянитесь вокруг, чтобы оценить мозаику из красных черепичных крыш, колоколен и старинных башен, за которыми на многие километры простираются буколические равнины Тосканы. Примерно так город выглядел во времена Данте, Брунеллески и Медичи. Таким он явился и Бродскому, который написал о городе, в котором «всегда протекает река под шестью мостами» и «солнце бьется в окна, как в гладкие зеркала».

 

Если бы можно было провести конкурс среди столиц искусства на Земле, Флоренция имела бы все шансы на победу. Бесценные сокровища, которые в других городах хранятся в музеях, здесь представлены буквально на каждом шагу.
Купол Флоренции_foto Купол Флоренции_foto
  • Баптистерий Сан-Джованни — помещение, в котором происходит таинство крещения, — расположен в средневековом здании в виде шестиугольника, стоящем отдельно от Дуомо. Копия украшенных барельефами ворот баптистерия, которые Микеланджело назвал «Вратами рая», установлена на северном входе в Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.

 

  • Кампанила Джотто, стоящая отдельно от собора и баптистерия, является одним из самых ярких примеров флорентийской готической архитектуры. Башня, облицованная тремя типами мрамора, упоминается в романе Дэна Брауна «Инферно». На вершине колокольни размещена смотровая площадка, на которую ведет лестница в 414 ступеней.

 

  • Дуомо не раз менял внешний облик. Современный фасад собора Санта-Мария-дель-Фьоре был создан в неоготическом стиле по проекту Эмилио де Фабриса в 1887 году. Внешние стены украшены разноцветными мраморными вставками. Зеленый мрамор из Прато, белый из Каррары и красный из Сиены образуют цвета флага объединенной Италии.

 

  • Многие шедевры Санта-Мария-дель-Фьоре заменены на копии. Чтобы оценить оригиналы, стоит заглянуть в музей Опера-дель-Дуомо, расположенный в здании, которое во времена Брунеллески использовалось в качестве мастерской. В музее представлены работы Донателло, Микеланджело, Гиберти, Бандинелли и других мастеров.

 

  • Над выходом из собора по центру западной стены находятся уникальные часы с росписью работы Паоло Учелло, которые исправно работают с 1443 года. Циферблат поделeн на 24 часа. Единственная стрелка в виде стрелы из позолоченной меди отсчитывает время от заката до заката солнца, двигаясь против обычного направления.

 

С площади Микеланджело, расположенной на возвышении на другом берегу реки от Дуомо, открывается отличная панорама с видом на центральную часть Флоренции, набережную Арно и мост Понте-Веккьо.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Игорь Цалер