

Экзотическая готика
В 1309 году венецианский архитектор Филиппо Календарио, соединив стиль средневекового городского готического зодчества с элементами, присущими архитектуре арабского востока, спроектировал палаццо Дукале, один из самых блистательных дворцов мира, предназначавшийся для правителей Венецианской республики — дожей. Дворец горел несколько раз, наиболее разрушительно в 1577 году. Тогда в градостроительстве господствовал стиль ренессанс, но реконструкцию дворца доверили автору моста Риальто, приверженцу готики Антонио де Понти, наказав восстановить былую красоту в первозданном виде. Его стараниями получилось трехэтажное здание из мрамора нежных пастельных тонов, с галереями заостренных кверху арок, опирающихся на изящные колонны, с ложами, украшенными орнаментом в виде четырехлистника, с ажурными белыми зубцами, венчающими крышу по периметру.


Ступенчатое развитие
С внутреннего двора к дворцу ведет Лестница гигантов, вырубленная из каррарского мрамора. На верхней площадке Лестницы гигантов, где установлены огромные мраморные статуи Марса и Нептуна — военного и морского покровителей Венеции,совершалась церемония коронации дожей. Подниматься по Лестнице гигантов могли лишь очень важные гости, а также венецианцы из знатных семей, чьи имена были вписаны в «Золотую книгу», которую составили в XIV веке, записав в нее двести семей, имеющих право претендовать на важные должности. Под богато украшенной Золотой лестницей, следующей за Лестницей гигантов, рядом с комнатой, где хранится эта книга,помещается библиотека святого Марка с собранием драгоценных книг и рукописей, начало которой было положено великимитальянским поэтомПетраркой.


Лабиринты залов
Во дворце десятки залов, предназначенных для разных целей. Зал Большого совета — главный во Дворце дожей — использовался для заседаний Большого совета и проведения государственных банкетов.Самым легендарным помещением во Дворце дожей считается зал Советадесяти, который служил местом заседаний могущественного полицейского органа, основанного в 1310 году для обеспечения государственной безопасности. Выбранные сроком на один год, члены Совета обладали неограниченной властью шпионить за каждым венецианцем и преследовать его по своему усмотрению. Венецианская система безопасности полагалась на осведомителей и доносчиков. При этом анонимные доносы не рассматривались: необходима была подпись самого доносчика и 2 свидетелей. Во Дворце дожей в Зале компаса, который некогда был передней зала Совета десяти, находилась «Львиная пасть» — почтовый ящик, в который опускались сообщения. В подвалах дворца имелся огромный зал с документацией на венецианских граждан. Здесь можно было отыскать сведения на любого.


Пустая рама
В зале Совета десяти помещены портреты всех дожей, правившихвВенеции, среди которых есть пустая рама с надписью: «Здесь место Марино Фальера, казненного за измену». Этот дож, пожалуй, самый знаменитый в истории Венецианской республики. Байрон написал о нем драму «Марино Фальеро, дож венецианский», Доницетти сочинил оперу, а Гофман создал новеллу «Дож и догаресса», сюжет которой вдохновлял Пушкина и Ходасевича. События новеллы относятся к 1354 году, когда блестящий полководец, честолюбивый политик Марино Фальер был избран правителем Венецианской республики. Одновременно с избранием 80-летний дож женился на 19-летней Аннунциате. Разница в возрасте, а также необыкновенная красота догарессы вызвали немало интриг со стороны завистников и недоброжелателей. Аннунциату оклеветали, а потом оскорбили и самого дожа. Разгневанный дож обратился к сенату с требованием покарать обидчиков, но наказание его не удовлетворило. Дож составил заговор против республики, чтобы низложить правление знати и стать самодержавным герцогом Венеции. Однако заговорщики были раскрыты и наказаны.


Золотая клетка
Роскошный дворец был не только пышной резиденцией дожей, но и страшной темницей для заключенных.Под землей располагалась тюрьма Поцци, камеры которой наполовину заливало водой лагуны,а надзалом Совета десяти, под самой крышей, — Пьомби, где в свинцовых чердаках стонали узники, изнывая летом от жары и замерзая зимой от холода. В камерах Пьомби содержались Джакомо Казанова и Джордано Бруно.Считалось, что выбраться из тюрем Дворца дожей практически невозможно. Однако Казанова, арестованный за вольнодумство и просидевший в «свинцах» 15 месяцев, сумел бежать, совершив героический поступок, который мог бы стать содержанием и рассказом всей жизни любого венецианца. Скептики возражают, что побег Казановы был невероятен и что он получил свободу подкупом при помощи своего покровителя. Однако в государственных архивах сохранились некоторые подтверждения рассказу авантюриста, в том числе сведения о ремонте потолка камеры.
- Часы работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель — октябрь) он открывается в 8.30 и заканчивает работу в 19.30. А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа — соответственно продолжается до 17.30.