Римские каникулы

Снятая полвека назад романтическая комедия «Римские каникулы» с интеллигентным юмором, целомудренными любовными эпизодами, ангелоподобной Одри Хепберн в главной роли вряд ли бы вызывала интерес современных зрителей, если бы главным действующим лицом киноленты не был Рим.

По сюжету фильма Анна Смит, принцесса маленького государства, приехавшая с официальным визитом в Рим, убежав от своей свиты, инкогнито гуляет по улочкам Вечного города в компании симпатяги журналиста Джо Брэдли. Этот однодневный кинематографический вояж с легкостью воспроизведет каждый, кому посчастливится оказаться в Риме.

Площадь Святого Петра

Один из самых впечатляющих градостроительных сюрпризов Рима. Из узких и путаных средневековых улочек, где даже не виднеется над головой соборный купол, все, кто направляется к этой площади, вдруг оказываются в огромном величественно-пустом пространстве, с двух сторон обрамленном колоннами, а с третьей — замкнутым гигантским соборным фасадом. Великолепное творение архитектора Джана Лоренцо Бернини — площадь Святого Петра стала местом знакомства главных героев фильма «Римские каникулы».

Жилище Джо Брэдли на Via Margutta 51
Дом Джо находится в переулочках в нескольких сотнях метрах от Пьяца де Популо и площади Испании.
Про его квартиру Анна сказала следующее:
— Это кабина лифта?
Джо:
— Это моя комната.
Анна:
— А тут можно спать?
Джо:
— Придётся.

Фонтан Треви

Авторство самого изумительного кинематографического эпизода, снятого на фоне фонтана Треви, принадлежит, конечно, знаменитому итальянцу Федерико Феллини. Режиссер фильма «Римские каникулы» необычайно живописно изобразил бытовой характер этого места: плескаясь в воде, итальянские ребятишки пытаются взобраться на мускулистые спины морских коней и, дай им волю, на голову самому Нептуну; возле фонтана суетятся люди, торговки продают посуду, которую покупают живущие поблизости хозяйки. Теперь близко к фонтану не подобраться — возле этой градостроительной суперзвезды Рима всегда много туристов, и гул толпы заглушает журчание воды. В фонтан Треви принято бросать монеты по определенносу сценарию: необходимо повернуться к фонтану спиной, закрыть глаза и, загадав желание, кинуть монетку правой рукой через левое плечо.

Испанская лестница

Мраморная лодка фонтана Бернини уверенно плывет сквозь века на площади Испании со знаменитой белой мраморной лестницей. Здесь героиня Одри Хепберн покупает мороженое. Сами римляне считают его символом города, обязательной частью дегустационной программы. Мороженое продается в заведениях с вывеской Gelateria и стоит от двух до шести евро. Это сущий молочно-сливочный соблазн в огромной, свернутой трубочкой вафле, сдобренный шоколадной стружкой, орехами или кусочками фруктов.

Пантеон
Завтрак героев фильма проходил в кафе «G. Rocca» около Пантеона. Этого заведения уже не существует, площадь перед Пантеоном, где ранее курсировали конные повозки, перестала быть проезжей. Чтобы почувствовать атмосферу этого места, стоит зайти в любое из многочисленных кафе в районе Пантеона и выпить чашечку кофе или бокал шампанского, как это сделала принцесса Анна.

Мотороллеры

Рим почти не меняется, 50 лет назад он был таким же, как сейчас, минус артефакты современной цивилизации, такие, например, как футуристические телефонные будки. Зато мотороллеры, как и прежде, снуют повсюду. Когда-то именно они дали возможность неимущим итальянцам передвигаться на личном транспорте. Любопытство подстегнуло принцессу Анну прокатиться на этой тарахтящей букашечке, за что венценосная бунтарка и угодила в полицейский участок.

Уста истины

Античная круглая мраморная плита с изображением маски Тритона, расположенная на портике церкви Санта-Мария-ин-Космедин, иначе называемая «Уста истины», своей популярностью обязана фильму «Римские каникулы». Джо Брэдли рассказывает своей спутнице легенду: если человек лжец, Уста откусят его руку! Кстати, сцена, в которой Джо кладет руку в пасть Тритону, а затем делает вид, что Уста схватили ее, была импровизацией Грегори Пека. Непосредственная и естественная реакция Хепберн на эту неожиданность понравилась режиссеру, и эпизод вошел в фильм.

Колизей

Самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений — символ славы Вечного города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Не побывать в Колизее — значит не увидеть Рим. Облик Колизея времен создания «Римских каникул» идентичен современному, исчезла лишь дорога, по которой мимо Колизея катили на мотороллере герои фильма.

Замок святого Ангела
Расположенный на правом берегу Тибра замок св. Ангела стал декорацией к кульминационному развитию сюжета фильма. Здесь собиралась и отдыхала молодежь из «Римских каникул», здесь была снята одна из главных сцен с танцами и потасовкой. Одним словом, раскрученное, публичное, веселенькое местечко. Однако экскурсоводы откроют вам его подлинную сущность. Вряд ли есть на свете ещё один замок с такой мрачной, пугающей и в то же время захватывающей историей, как знаменитый замок Святого Ангела в Риме. За века своего существования он успел побывать гробницей, резиденцией римских пап, тюрьмой и музеем. Он описан в сотнях книг, его изображали великие живописцы, в том числе Брюллов и Щедрин, о его узниках писали Шелли и Уайльд. Этой драматической истории не было в «Римских каникулах», да и не могло быть, чтобы ненароком не испортить волшебство кинематографического путешествия.

Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com