Луиза Буржуа. Паутина любви

По соседству с Национальной галереей Канады в Оттаве расположился огромный паук. Девятиметровая скульптура из бронзы, которая носит имя Maman, словно намеревается вторгнуться в храм искусства. Работа американского скульптора и живописца Луизы Буржуа хоть и выглядит угрожающе, но является трогательным посвящением собственной матери.
Луиза Буржуа. Паутина любви_foto
— Каждый день ты должен либо отпустить свое прошлое, либо принять его. Те, кто не могут его принять, становятся скульпторами. Луиза Буржуа

Монументальная паучиха авторства Луизы Буржуа установлена на восьми тонких ножках, похожих на изогнутые готические колонны, образующих невидимый шатер. Тело подвешено высоко над землей, что позволяет зрителям ходить под ним. Каждая нога прикреплена к брюшку с сетчатым мешком, который содержит семнадцать мраморных яиц. Примечательно, что у паучихи нет головы и глаз. Она воплощает собой чистую идею. Габариты Maman позволяют разместить cкульптуру только на улице или внутри здания промышленных масштабов. Статуя была выполнена по заказу лондонской галереи Tate Modern к открытию Турбинного зала в 1999 году и идеально дополнила индустриальный антураж отреставрированной электростанции. Ныне Maman переехала на площадку под открытым небом напротив базилики Нотр-Дам в Оттаве. Но даже за пределами контекста машинного века, присущего Tate, статуя сохранила уникальное качество быть одновременно органической и индустриальной. Тонкие ножки Maman могут быть сделаны и из виноградных стеблей, и из колючей проволоки.

Луиза Буржуа. Паутина любви_foto
Автору Maman посвящен документальный фильм режиссера Амея Уоллака «Луиза Буржуа. Паук, любовница и мандарин» (2008).

Символика паука многогранна. В западной культуре образ хищного насекомого в центре паутины вызывает ассоциации с коварным существом, заманивающим грешников в свои сети. Поэтому первой реакцией на скульптуру часто является испуг. Но трактовка Луизы Буржуа ближе к древним мифам о Великой Матери в образе благородной паучихи, ткущей нити судьбы. У ее Maman есть и более утилитарная цель — она защищает свое потомство. Чтобы понять эту сюрреалистическую оду материнству, нужно вникнуть в некоторые детали авторской биографии. Луиза Буржуа родилась в 1911 году в Париже. Ее семья владела мастерской по реставрации гобеленов. Будучи ребенком, Луиза глубоко переживала из-за сложных отношений с отцом, который не только отличался вспыльчивостью и деспотизмом, но и изменял жене с гувернанткой. Зато мама стала для девочки источником любви и защиты. После смерти матери в 1932 году Луиза Буржуа бросила изучение геометрии в Сорбонне и начала заниматься искусством, чтобы побороть одолевающие ее тревоги и страхи.

 

Выбор существа, искусного в работе с нитью, обусловлен личными ассоциациями Луизы Буржуа с матерью. Пауки присутствовали на ее рисунках и скульптурах из резины, камня, металла, дерева. Огромная стальная паучиха послужила для ее создательницы средством терапии, направившим горе от потери в творческий акт: «Мать была для меня лучшим другом. Она была осмотрительной, умной, терпеливой, рассудительной, аккуратной и такой же полезной, как паук. Она умела защитить себя и меня». И та же Maman — красноречивое обращение к отцу. В глазах предателя скульптура защитницы превращается в ядовитое насекомое, способное на месть. Паучихи Луизы Буржуа в различных версиях разошлись по миру. Их можно увидеть в Бильбао и Токио, США и Катаре, не считая гастрольных появлений в десятках музеев от Буэнос-Айреса до Стокгольма. Гостила Maman и в петербургском Эрмитаже. Разглядывая гигантскую паучиху с точки зрения ребенка, смотрящего снизу вверх, зритель словно сталкивается с беспокойством матери, которая столь же прекрасна и хрупка, сколь опасна и могущественна. Лапки стального паука могут сомкнуться в любой момент. И тогда материнская нежность обернется ловушкой.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com