Новый адрес Эрмитажа

Несмотря на большие размеры Государственного Эрмитажа, в нем выставляют только восемь процентов экспонатов! Остальные предметы искусства получили прописку в фондах, и чтобы хоть как-то разгрузить бездонные хранилища, мировая сокровищница создает региональные представительства. Уральский спутник в череде филиалов на особом положении. По случаю открытия культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» мы прогулялись по его залам с директором Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никитой Корытиным.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Новый адрес Эрмитажа_foto
Никита Николаевич Корытин возглавляет Екатеринбургский музей изобразительных искусств с 2010 года. Стал инициатором проведения в уральской столице первого в мире Международного фестиваля меццо-тинто. Принял непосредственное участие в борьбе за право Екатеринбургского музея изобразительных искусств принять у себя представительство Эрмитажа

— Никита Николаевич, помните свое первое посещение Эрмитажа? Могли бы вы тогда подумать, что спустя время станете директором музея-спутника этой мировой сокровищницы?

— Прекрасно помню. Мне было лет 15, начало 1990-х. Тусклое освещение, ощущение легкой заброшенности места, какое-то даже обидное разочарование от увиденного, щемящая пустота, отсутствие посетителей. Но я четко уловил дух города, который витал в музее. И проникся им. Я так давно сосуществую с Эрмитажем, что трудно оценить его с точки зрения посетителя музея. Смотрю на него с позиции администратора и восторгаюсь тому, как же в нем все устроено, как была проведена реконструкция здания Главного штаба, как происходит работа над развитием реставрационно-хранительского центра, насчитывающего 13 зданий. Наверное, мы все ожидаем от посещения Эрмитажа вдумчивого знакомства с западноевропейским искусством. Но вместе с тем в этой мировой сокровищнице есть невероятно интересный уральский след, причем очевидный, заметный. Например, работы из наших местных камней — родонита, малахита.

Новый адрес Эрмитажа_foto Новый адрес Эрмитажа_foto Новый адрес Эрмитажа_foto

— Так мы плавно подошли к поводу для нашей встречи — связи Эрмитажа и Урала. Спутники санкт-петербургского музея есть в Казани, Выборге, Амстердаме и Венеции. В этом году список пополнил и Екатеринбург. Чем уральский музей принципиально отличается от остальных?

— Сперва следует сказать, зачем вообще нужны эти спутники. Главная проблема, из-за которой шедевры томятся в архивах, — нехватка площадей, и музейщики стараются ее решить путем перераспределения предметов искусства по представительствам. Мы располагаем щедрым даром из Эрмитажа на втором этаже здания, повествуем об истории через экспонаты, и история эта, без преувеличения, не имеет аналогов в мире. Екатеринбург, а тогда еще Свердловск, — город, который спасал Эрмитаж в годы войны, и родство между нами уже генетическое.

— Третий этаж музея отлично просматривается с пешеходной улицы Вайнера, нашего уральского Арбата.  Насколько я знаю, именно здесь когда-то были размещены сотрудники Эрмитажа, прибывшие для продолжения своей научной деятельности из Ленинграда.

— Да, это так. Мы сейчас с вами находимся в кабинетах, где работали эрмитажевцы. Вы видите ящики и картины в подрамниках — все это стилизация. Мы хотели показать каждому гостю музея, насколько титаническая работа была проведена. Остановитесь, осмотритесь и попытайтесь представить: уже на следующий день после объявления войны сотрудники Эрмитажа начали упаковывать коллекции для эвакуации на восток. Им помогали прикрепленные к музею красноармейцы, художники, артисты, студенты. Работа велась днем и ночью. Уже через неделю из Ленинграда в Свердловск был отправлен первый эшелон, который включал около полумиллиона экспонатов. Ящики с ними разместили в помещениях Свердловской картинной галереи, в стенах которой мы с вами сейчас находимся.

Новый адрес Эрмитажа_foto Новый адрес Эрмитажа_foto

— Полмиллиона экспонатов, величайших произведений искусства, были собраны за неделю… Несмотря на военное время, когда речь шла о сохранении жизни людей, сотрудники и все, кто помогал Эрмитажу, старались сохранить жизнь искусству.

— Именно так, а в скором времени к нам прибыл второй состав с музейными ценностями, который насчитывал уже свыше 700 000 экспонатов. Размещены они были в стенах католического храма Зачатия Святой Анны и Антирелигиозного музея. Для организации хранения и наблюдения за коллекциями были направлены и сотрудники Эрмитажа. Помимо своей основной задачи, они вели активную научную и просветительскую деятельность. В октябре 1945 года началась реэвакуация эрмитажных коллекций. Все до единого, а это без малого 1 180 000 предметов, были благополучно возвращены в Ленинград. В послевоенное десятилетие в знак признательности за оказанную поддержу и помощь в спасении эвакуированных сокровищ Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств произведения античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Новый адрес Эрмитажа_foto Новый адрес Эрмитажа_foto

Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» открылся 3 июля. Всего за две первые недели его посетили почти 12 000 человек. Вы прогнозировали такой интерес публики?

— В первый день пришло полторы тысячи человек. Наше здание может принимать такое количество посетителей даже при условии социального дистанцирования. Однако я рекомендовал своим знакомым, с нетерпением ожидавшим открытия, прийти тогда, когда в музее будет менее людно. Только в спокойном режиме можно воспринять все наши задумки, концептуальные связки с Эрмитажем, с определенной исторической эпохой, оценить масштаб и филигранность реконструкции здания — объекта культурного наследия, возведенного в 1912 году по проекту архитектора К. Т. Бабыкина. На каждом этаже вы видите кирпичную стену — это граница здания-памятника. Все, что находится за ее пределами, все сделанное из бетона, стекла и металла и покрашенное в белые и серые цвета, возвращает нас в настоящий момент. Единственное изменение в здании-памятнике — разобранные оконные проемы, и теперь мы можем в них входить.

Новый адрес Эрмитажа_foto Новый адрес Эрмитажа_foto

— Мы с вами в музее ранним утром, а вокруг уже достаточно посетителей. Вот дети бегают друг за другом, а здесь подростки пьют кофе. Эрмитаж будто бы стал ближе к своим посетителям, стал говорить с ними на одном языке.

— Хорошо, что вы это подметили. Действительно, наш музей — такая среда, где человек сможет и вдумчиво походить по залам, и затем выйти из режима напряженного восприятия искусства. Прозрачная галерея сделана для визуального контакта с пешеходной улицей. Мы хотим, чтобы горожанин видел, что музей — это не так сложно и не так страшно, как кажется. Здесь можно провести время, назначить встречу или отдохнуть. Дизайн был выбран соответствующий. Мы создали монохромный стеклянно-металлический мир, схожий с аэропортом, непрекращающимся движением, путешествием вглубь себя. У нас может быть и так — пришел человек, поднялся по эскалатору, выпил чашку кофе и ушел, не покупая билет в музей. А в другой раз придет уже за впечатлениями. Заглянет в зал итальянской живописи, зал античности и сюжетов на античные темы, познакомится с эрмитажной библиотекой, насчитывающей больше тысячи книг, остановится на некоторое время в зале с голландской и фламандской живописью, в зале более поздних национальных школ конца XIX века. Мы предлагаем информационную печатную продукцию, аудиогид, чтобы погружение в мир искусства было более полным.

До 31 октября в культурно-просветительском центре «Эрмитаж-Урал» проходит выставка из собрания Государственного Эрмитажа — экспонируется французская живопись и скульптура XIX века «От романтизма к импрессионизму». Гости музея увидят одну из самых интересных и представительных коллекций французского искусства в мире. В ее составе — работы таких мастеров, как Элизабет Виже-Лебрен, Орас Верне, Поль Деларош, Камиль Коро, Гюстав Курбе, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Огюст Роден.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Юлиана Новоселова