Арт-охота на зайца Дюрера

По сравнению с грандиозными полотнами и фресками титанов эпохи Возрождения акварель «Молодой заяц» Альбрехта Дюрера выглядит скромно. Небольшой формат, сдержанная цветовая гамма, незначительный сюжет. Но портрет пушистого симпатяги завораживает зрителей больше пяти веков. Дюрер создал образ, который не просто подражает природе — он словно воплощает саму жизнь.
Арт-охота на зайца Дюрера_foto
«Молодой заяц» был первой работой Альбрехта Дюрера, которую он собственноручно датировал и подписал, разработав для этого знаменитую монограмму «AD».

Редкий зверь

«Молодой заяц», представленный в Альбертине, лишь максимально детализированная факсимильная копия шедевра Дюрера. Оригинал неофициального символа Вены хранится подобно величайшему сокровищу и выставляется крайне редко, лишь на ограниченный срок. После каждого явления «Зайца» народу акварель удаляется на хранение на несколько лет, где она «отдыхает» при строгом температурном режиме и в полной темноте. В 2014 году подлинник был выставлен после десятилетнего перерыва. В следующий раз он появится на публике лишь в 2018 году — а потом вновь на годы исчезнет в сокровищницах музея. Русаки в изобилии обитают в Германии на протяжении многих веков. Встретить зайца в окрестностях Нюрнберга 500 лет назад было делом обыкновенным. Согласно легенде, именно так Альбрехт Дюрер и познакомился с героем своей будущей акварели. Во время прогулки в 1502 году художник нашел больного зайца, принес его домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Судя по бурому цвету меха, портрет был создан летом.

Арт-охота на зайца Дюрера_foto
Розовая статуя зайца Дюрера рядом со зданием Венской государственной оперы

Так и хочется погладить

Акварель в Европе начала XVI века еще не получила широкого распространения. Альбрехт Дюрер одним из первых взялся осваивать эту сложную технику. Прозрачные мазки передают богатство оттенков заячьей шубки от охристо-серого до светло-коричневого. Поверх акварели матовой гуашью наложены тысячи волосков, которые меняются по толщине и длине в зависимости от расположения на теле животного. Штрихи белил придают меху блеск и пышность. Уникальность работы Дюрера в том, что это не натюрморт и не изображение мертвого животного. В пользу версии, что художник работал с живой натурой, говорит тот факт, что в глазу зайца отражается переплет окна мастерской, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Дюрер отошел от традиционных канонов эпохи Возрождения и создал реалистичное изображение животного, не отягощенное религиозной или мифологической символикой. Современный зритель видит зайца именно таким, каким видел его сам художник, исследуя объект с любопытством ученого.

Атака клонов

Альбрехт Дюрер был не только гением искусства, но и грамотным дельцом. Он был уверен, что для работы достойного художника «слишком высокой цены не бывает», но не мог предположить, что его скромная акварель породит целую индустрию художественного клонирования. Копии и вариации «Молодого зайца» появились уже в XVII веке, часть из них дошла до наших дней. Художник-маньерист Ханс Хоффман изображал того же зверька в лесу и саду. В XXI веке образ зайца, созданный Дюрером, служит моделью для пасхальных открыток, шоколадных медалей, сувенирных статуэток. Знаменитый заяц в качестве символа массовой культуры привлек внимание скульптора Юргена Гёрца, который в 1984 году установил перед Домом-музеем Дюрера в Нюрнберге шокирующую скульптуру огромного мертвого кролика. Крошечная бронзовая копия Дюрерова зайца, отполированная до блеска, расположилась по соседству. Во время торжеств по случаю 500-летия шедевра Нюрнберг украсила инсталляция Оттмара Херля «7000 зайцев Дюрера». Сотни пластмассовых зеленых зверьков расселись на площади в строгом порядке, иллюстрируя простую идею: чем активнее множатся подделки, тем желаннее и ценнее оригинал.

Платформа Google Art Project позволяет разглядеть мельчайшие детали знаменитой акварели в высоком разрешении.

 

 

 

Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com