Редкий зверь
«Молодой заяц», представленный в Альбертине, лишь максимально детализированная факсимильная копия шедевра Дюрера. Оригинал неофициального символа Вены хранится подобно величайшему сокровищу и выставляется крайне редко, лишь на ограниченный срок. После каждого явления «Зайца» народу акварель удаляется на хранение на несколько лет, где она «отдыхает» при строгом температурном режиме и в полной темноте. В 2014 году подлинник был выставлен после десятилетнего перерыва. В следующий раз он появится на публике лишь в 2018 году — а потом вновь на годы исчезнет в сокровищницах музея. Русаки в изобилии обитают в Германии на протяжении многих веков. Встретить зайца в окрестностях Нюрнберга 500 лет назад было делом обыкновенным. Согласно легенде, именно так Альбрехт Дюрер и познакомился с героем своей будущей акварели. Во время прогулки в 1502 году художник нашел больного зайца, принес его домой, выходил и изобразил на листе бумаги. Судя по бурому цвету меха, портрет был создан летом.
Так и хочется погладить
Акварель в Европе начала XVI века еще не получила широкого распространения. Альбрехт Дюрер одним из первых взялся осваивать эту сложную технику. Прозрачные мазки передают богатство оттенков заячьей шубки от охристо-серого до светло-коричневого. Поверх акварели матовой гуашью наложены тысячи волосков, которые меняются по толщине и длине в зависимости от расположения на теле животного. Штрихи белил придают меху блеск и пышность. Уникальность работы Дюрера в том, что это не натюрморт и не изображение мертвого животного. В пользу версии, что художник работал с живой натурой, говорит тот факт, что в глазу зайца отражается переплет окна мастерской, изображенный с учетом изгиба поверхности зрачка. Дюрер отошел от традиционных канонов эпохи Возрождения и создал реалистичное изображение животного, не отягощенное религиозной или мифологической символикой. Современный зритель видит зайца именно таким, каким видел его сам художник, исследуя объект с любопытством ученого.
Атака клонов
Альбрехт Дюрер был не только гением искусства, но и грамотным дельцом. Он был уверен, что для работы достойного художника «слишком высокой цены не бывает», но не мог предположить, что его скромная акварель породит целую индустрию художественного клонирования. Копии и вариации «Молодого зайца» появились уже в XVII веке, часть из них дошла до наших дней. Художник-маньерист Ханс Хоффман изображал того же зверька в лесу и саду. В XXI веке образ зайца, созданный Дюрером, служит моделью для пасхальных открыток, шоколадных медалей, сувенирных статуэток. Знаменитый заяц в качестве символа массовой культуры привлек внимание скульптора Юргена Гёрца, который в 1984 году установил перед Домом-музеем Дюрера в Нюрнберге шокирующую скульптуру огромного мертвого кролика. Крошечная бронзовая копия Дюрерова зайца, отполированная до блеска, расположилась по соседству. Во время торжеств по случаю 500-летия шедевра Нюрнберг украсила инсталляция Оттмара Херля «7000 зайцев Дюрера». Сотни пластмассовых зеленых зверьков расселись на площади в строгом порядке, иллюстрируя простую идею: чем активнее множатся подделки, тем желаннее и ценнее оригинал.
Платформа Google Art Project позволяет разглядеть мельчайшие детали знаменитой акварели в высоком разрешении.