Джимми Нельсон. Пока они не исчезли

Английский фотограф Джимми Нельсон создает уникальные портреты не тронутых цивилизацией людей. Ему позируют представители диких, малочисленных, исчезающих племен Папуа — Новой Гвинеи, Казахстана, Сибири, Эфиопии. Рафинированная манера изображения этнографических образов роднит эти фотографии, близкие по тематике, скорее, к National Geographic, с гламурной стилистикой Vogue.
Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

Интерес к тем, кто не похож на большинство, появился у Нельсона благодаря тому, что он сам в определенный момент жизни стал отличаться от остальных. В возрасте 16 лет он вместе с родителями оказался в Африке, где заболел церебральной малярией. Упорное лечение спасло ему жизнь, но подросток облысел и стал изгоем в обществе. Он покинул родную Англию, чтобы отправиться туда, где отсутствие волос не вызывает недоумения и не является предметом насмешек. Окончив школу-интернат иезуитов в Северной Англии, в которой он проучился 10 лет, он решил в одиночку пересечь пешком Тибет.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

По возвращении из путешествия, которое длилось год, он опубликовал уникальный визуальный дневник, рассказывающий о ранее недоступных уголках Тибета. Это творческое откровение принесло ему мировую известность. В качестве международного репортера Нельсона стали приглашать в разные страны для освещения актуальных событий. Занимаясь, кроме этого, рекламной съемкой, он заработал достаточно денег для удовлетворения своих творческих амбиций. Нельсон занялся изучением отдаленных и уникальных культур, используя для съемок 50-летнюю крупноформатную камеру и фотопластинки. Самый последний его проект «Пока они не исчезли» рассказывает о  необычных культурах, которые существуют в оторванности от остального мира и находятся на грани исчезновения.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

Выбирая племя для съемок, Нельсон ориентировался на то, как далеко от цивилизации проживают люди и насколько они неординарны, примитивны, экзотичны. Он планировал снять около семидесяти этносов, но оставил затею, решив, что только половина достойна его внимания. Как правило, в племенах, которые были ему любопытны и до которых удавалось добраться, никто не имел представления о том, что такое фотокамера.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

Поэтому первым делом Нельсону нужно было объяснить, зачем он появился на их территории. «Я пытался общаться с ними с помощью переводчика, но когда такой возможности не было, как, например, в Папуа — Новой Гвинее, где языков больше, чем племен, практиковал язык жестов, — рассказывает фотограф. — Я старался быть маленьким в прямом и переносном смысле этого слова. Мне приходилось преклоняться перед коренными жителями, чтобы они чувствовали превосходство. Спустя несколько дней я пробовал фотографировать, и при этом располагался ниже своих «моделей», чтобы они чувствовали мою уязвимость.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

Это  помогло мне показать в портретах их воинственность и гордость. Когда я показывал фото вождю племени и оно ему нравилось, общаться становилось легче, все хвалили меня, просили показать фото и предлагали сфотографировать». Конечно, Нельсону необходимо было заслужить доверие, приобщиться к жизни аборигенов, поэтому он ел и спал, как все остальные. И, разумеется, чтобы делить быт с настоящими дикарями, нужны не только любопытство, желание узнать их, но и большая отвага.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

Коротать ночь на соломенной подстилке в хижине воинствующего мурси, не выпускающего из рук автомат даже во сне, или делить трапезу с арасо, которые с ног до головы покрыты илом, носят жуткие маски и размахивают копьями, — не самое безмятежное времяпрепровождение: надо постоянно быть начеку и проявлять уважение к хозяевам.

Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto Джимми Нельсон. Пока они не исчезли_foto

В каждом племени Нельсон проводил около двух недель, и постепенно его принимали за своего. Удивительно, что самой трудно доставшейся и особенно любимой фотографией он считает кадр с изображением монгольских казахов, которые являются безобидным кочевым народом. На снимок, где запечатлены три казаха с орлами на плечах, находящиеся на вершине горы, фотографу понадобилось четыре дня, потому что каждое утро не хватало света. На четвертое утро выдался мороз около 20 градусов и фотограф со своими персонажами снова отправился на вершину. Солнечный свет был очень красивым, но, когда Нельсон снял перчатки, руки его окаменели. «Я не смог даже нажать на кнопку фотоаппарата. С нами было несколько женщин, и одна и них взяла мои руки и приложила к своему телу под шубой. Как я узнал позже, это было нарушением мусульманской веры. Но она видела мое отчаяние и переступила этот запрет. Я, конечно же, пришел в чувство и начал снимать». Джимми Нельсон уверен, что непорочное общество существует. Искать его нужно в горах, на ледяных равнинах, в джунглях, вдоль берегов рек, там, где есть только один идол и бог — природа.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина