Витебский вокзал. Поезд отправляется

Отечественный туризм, который в последние годы переживает свои лучшие времена, начался с города на Неве — в 1837 году впервые в Российской империи паровоз по имени «Проворный» потянул восемь вагонов из Петербурга в сторону Царского Села. Железнодорожные пути разрастались, и люди принялись активно путешествовать, но делали они это совершенно иначе, нежели мы сегодня. Гуляем по Витебскому вокзалу, старейшему в стране и в наибольшей степени сохранившему в своих интерьерах историческую аутентичность, в компании историка-экскурсовода Валерия Столова.
Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto

Шедевр модерна

  Мы стоим в буквальном смысле слова у колыбели российского железнодорожного транспорта, потому что чуть в стороне, там, где сейчас вы видите здание вестибюля и станцию метро «Пушкинская», был построен первый в нашей стране вокзал. Он находился на конечной станции первой в нашей стране железной дороги общего пользования. Поскольку первоначально она замышлялась до Царского Села – главной парадной резиденции императорского двора, то и название получила «Царскосельская». Но вскоре по предложению главного строителя, австрийского инженера Франца Герстнера, дорогу продлили еще на 3,5 версты до городка Павловск, славящегося своим самым большим в Европе парком, чтобы столичная публика могла выезжать туда на прогулки. Вокзал, кстати, в те времена именовался так же — Царскосельский. Он был деревянным, небольшим и очень скоро перестал вмещать пассажиров. Нужда в современном большом вокзале возникла после того, как на рубеже XIXXX веков общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги получило право на строительство линии от Петербурга до Витебска, которая стала продолжением исторической Царскосельской ветки. Любопытный факт: напротив находилось место публичных казней, зрелище средневековое, но люди очень любили посещать подобные мероприятия. Последнюю виселицу привели в действие, когда казнили первомартовцев, или народовольцев, которые 1 марта 1881 года совершили покушение на Александра II на берегу Екатерининского канала. Публика во время казни вела себя «неподобающе» — люди сочувствовали, плакали, молились, и зрелищные казни с тех пор было решено прекратить.

В архитектуре вокзального комплекса легко угадывается очертание паровоза. Труба — это часовая башня, главный корпус — паровозный котел, полукруглые окна — колеса. Полукруглая пристройка напоминает тендер, или специальный вагон, служащий для запасов воды, топлива и хранения инвентаря. А вот и будка машиниста, тоже с окошками, будто бы для лучшей видимости путей.

Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto

В добрый час

Отличительная особенность российских вокзалов — повсеместно установленные часы. И началась эта традиция именно с Витебского вокзала. В XIX веке мода на часы как дорогой аксессуар, который мужчины носили на цепочке, женщины в виде браслета на руке, из Европы проникла в Российскую империю. Вспомним Онегина: «Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед». Общество носило часы, но смотреть на время было не принято. Опоздание считалось допустимой нормой и даже было желательно в высшем обществе, это показывало важность человека — его ждали, о нем говорили, его появление предвкушали. Другое дело, когда заработала железная дорога и поезда начали курсировать по строгому расписанию.

— Опоздания пассажиров нередко оборачивались громкими скандалами. Люди писали жалобы, сокрушались, что их не подождали и купленные билеты за приличную сумму таким образом пропадали. Другой забавный факт связан с тем, что путешествующие заходили в здание вокзала и воспринимали его как, например, театр. Искали гардероб, в котором они могли бы оставить свою одежду, не понимая, что с перрона они уедут в другую точку страны. Во многом благодаря возникновению железных дорог случилось разделение страны на часовые пояса. Люди стали быстро перемещаться в пространстве. И это тоже добавляло путаницу — личные часы показывали одно время, а в городе приезда время отличалось. Чтобы избежать опозданий, было принято решение унифицировать время отправлений железнодорожных составов в соответствии с Пулковским меридианом. Проходящий через центр главного здания Пулковской обсерватории в Петербурге, основной астрономической обсерватории Российской академии наук, ранее он был точкой отсчета для всех географических карт России.

Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto

Всё свое везу с собой

Считается, что Николай II не жаловал Петербург, жил с семьей в 30 километрах от города в Царском Селе. Тем не менее высокое положение обязывало государя присутствовать в столице, и тогда он пользовался услугами железной дороги. У него была собственная линия, Императорский путь, по которому Николай II прибывал на перрон к вокзальному павильону специального назначения. В отдельно стоящем здании были обустроены императорские покои, свитские комнаты и помещения для обслуживающего персонала. По широкой парадной  лестнице из вестибюля можно было подняться к платформе Императорского пути. В здании обустроены помещения для отдыха членов царской семьи и свиты, а также винтовая лестница, ведущая в световой фонарь на крыше, откуда специальный стражник мог наблюдать за приближением царского поезда. Здание сохранилось в историческом облике, в настоящее время в нем идет реставрация.

— После Императорского павильона мы заходим в здание собственно Витебского вокзала, где первым делом оказываемся в помещении бывшего Багажного отделения, в котором когда-то хранили туристический скарб — первые пассажиры путешествовали с огромным количеством вещей. Так они подчеркивали собственный статус, достаток. Люди предпочитали перевозить с собой постельное белье, перины, подушки, дорогие сервизы, гардероб, чтобы и во время путешествия окружать себя привычными и милыми сердцу вещами. Часто транспортировали багаж за несколько дней до поездки, чтобы и в день отправления взять с собой что-либо дополнительно. Железная дорога в скором времени приняла правила провоза багажа. Проблема эта была поистине международная — зарубежным путешественникам тоже предъявляли требования к поклаже. Так и возник чемодан. Его идея пришла в голову парижскому мастеру Луи Вюиттону, который принялся изготавливать платяные сундуки для путешествий и в 1854 году открыл в столице Франции магазинчик под своим именем. Спустя время мода дошла и до нас.

Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto Витебский вокзал. Поезд отправляется_foto

«Французский» след

Примечательно не только здание Витебского вокзала и его исторические интерьеры, но и перрон, размещенный на уровне второго этажа. В нашей стране таких два — в Петербурге на отметке 4,5 метров над землей и в Калининграде на 6 метрах выше уровня улицы. Пути не должны были мешать дорожному движению, поэтому петербургские инженеры проложили линию над Боровой улицей и набережной Обводного канала. Благодаря искусственной насыпи платформа поднялась на нужную высоту. Украшает перрон дебаркадер, про который часто говорят, что это Эйфелева башня, лежащая на боку.

— Архитектурный облик Витебского вокзала является шедевром модерна, но, на мой взгляд, его самая примечательная деталь — это именно дебаркадеры. Помимо того, что они символизировали прогресс и мощь Российской империи на заре XX века, у них была утилитарная функция. Стальные конструкции уберегали провожающих и отъезжающих от непогоды. Прощались в те времена до последнего, а если попадешь под дождь и намокнешь, считай, сразу простынешь. Раздеваться в вагонах и тем более переодеваться было не принято, и до того, как купе стали утеплять и обивать деревянными рейками — той самой «вагонкой» — сквозняки были настоящим бичом путешественников. Полюбоваться дебаркадерами рекомендую в предзакатные часы — перрон и ажурные лестницы будут выглядеть особенно эффектно.

В начале XX здание Витебского вокзала олицетворяло промышленный подъем в Российской империи. Пассажиров между этажами перевозил лифт, сохранившийся до сих пор, залы освещались электрическими лампочками. Историческая мебель в виде скамеек исправно служит по сей день, как и дореволюционный буфет при вокзальном ресторане.

Витебский вокзал — место кинематографичное. Отсюда начинается сюжет культовой криминальной драмы «Брат», здесь снимали сцены для таких фильмов, как «Вокзал для двоих», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Троцкий», «Статский советник», «Анна Каренина», «Серебряные коньки», «Шаляпин», «Раневская», «Идиот» и другие.

С Витебского вокзала можно уехать в исторические поселки Ленинградской области Вырицу и Оредеж, в направлении Павловска, а также в Москву, Смоленск, Белгород, Сухум, Адлер, Калининград, в города Республики Беларусь Минск, Гомель, Брест.

Автор: Юлиана Новоселова
Фотограф: Dreamstime.com