Литературное варенье

Чувство неумолимого завершения лета приходит вместе с зябкими ночами и робкими листопадами и особенно остро ощущается в августе, когда предметом главных домашних чаяний и хлопот становится варенье. Душистое лакомство из ягод и фруктов связано с русской культурой чаепития и литературной традицией. Классики обожали варенье, которое порой готовилось весьма утомительными и изощренными способами.

Крыжовник с водкой

Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto

«Кабинет поэта был в порядке. На большом круглом столе, перед диваном, находились бумаги и тетради, часто несшитые, простая чернильница и перья; на столике графин с водой, лед и банка с кружовниковым вареньем, его любимым…» — писала Александра Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора и подруга Александра Сергеевича Пушкина. С малых лет он полюбил нянино варенье, приготовленное по особенному рецепту. Крыжовник собирали в середине июля, когда он был еще незрелым, очищали от семечек и отправляли в муравленый, то есть покрытый глазурью керамический горшок. Ягоды перекладывали вишневыми листьями, щавелем и шпинатом, заливали водкой, накрывали крышкой, запечатывали тестом и ставили на несколько часов в печь столь жаркую, какой она бывает после извлечения из нее хлеба. На другой день крыжовник из горшка вынимали, высыпали в холодную воду со льдом, оставляли на час, потом несколько раз доводили в ней крыжовник до кипения. Потом снова охлаждали ягоды в воде со льдом, откидывали на решето, сушили на скатерти, взвешивали — и снова в горшок, засыпали крыжовник сахаром в пропорции один к двум, доводили несколько раз до кипения, снимая липкую пенку, и уж только потом раскладывали по банкам.

Клубника на розовой воде

Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto

В доме Льва Николаевича Толстого варенье не переводилось, и, хотя хозяйством, в частности кухней, заведовала супруга писателя, он имел представление о всех тонкостях процесса приготовления, о чем свидетельствует эпизод из романа «Анна Каренина»: «…нынче там варилось варенье по новой для Агафьи Михайловны методе, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома. Агафья Михайловна, которой прежде было поручено это дело, считая, что то, что делалось в доме Левиных, не могло быть дурно, все-таки налила воды в клубнику и землянику, утверждая, что это невозможно иначе». Известно, что Лев Николаевич Толстой, как и его коллега Иван Сергеевич Тургенев, предпочитали клубничное варенье на эссенции из лепестков роз. Чтобы его приготовить, ранним утром женщины, ведающие этим волшебным процессом, обирали лепестки с нескольких самых душистых роз, растущих в приусадебном саду, выкладывали их на дно широкой кастрюли, заливали родниковой водой, накрывали крышкой и бланшировали на медленном огне, не доводя до кипения, пока они полностью не потеряют цвет. Затем лепестки отжимали, воду процеживали и на ней готовили варенье из клубники. На килограмм ягод брали 150 миллилитров розовой воды и полтора килограмма сахара.

Слива и немного рома

Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto Литературное варенье_foto

Многие русские классики сами готовили варенье, например, Антон Павлович Чехов был любителем чая с вареньем, которое готовил по собственным рецептам из ягод, собранных в своем вишневом саду. Антон Павлович был убежден: «Кто не придает должного значения питанию, не может считаться по-настоящему интеллигентным человеком». Гастрономия — сфера творчества, поэтому представители богемы охотно экспериментировали с ингредиентами. Федор Достоевский готовил варенье из цветков липы, Александр Грибоедов — из моркови, а Александр Блок — из одуванчиков. В семье главного голоса Серебряного века к приготовлению варенья относились с большим пиететом. Бабушка Александра Блока делала это артистически: ранним утром в саду под благоухающими липами ставили жаровню, ящик с углем, на скамейку приносили банку с сахаром, медный таз и отобранные сливы. Затевая варку, она усаживалась в кресло из красного дерева с ситцевой подушечкой и следила за тем, чтобы не убежала пенка. А разливая по банкам ягоды, разомлевшие в густом горячем сиропе, клала сверху круг вощеной бумаги, пропитанный ромом, чтобы уберечь медоточивое кушанье от плесени. Варенье получалось образцовым.

 

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com