Звезды в бокале

«Идите скорее, — звал в рекламе восторженный Дом Периньон, когда впервые попробовал свое шампанское. — На вкус — как звезды!» Шампанское — это феноменальность и люкс. Не верьте хвастунам, утверждающим, что пьют его с утра до вечера по важному поводу, по неважному поводу и вообще без повода.
Звезды в бокале_foto
В Шампани на северо-востоке Франции, в 130 километрах от Парижа, производят около 300 миллионов бутылок — сущие пустяки для всего мира. Пусть одна из этих вожделенных бутылок украсит своим блистательным содержимым ваш праздник.

Шампанское в будни — ловкая маркетинговая идея. Мадам Жак, глава Bollinger, крупнейшего производителя шампанского, любила повторять: «Я пью его, когда счастлива и когда грустна, иногда я пью, когда я одинока, а когда у меня компания, я считаю его просто обязательным. Я смакую его, когда сыта, и насыщаюсь им, когда голодна. В остальных случаях я не притрагиваюсь к нему, если только не хочу пить». Ее современница, Коко Шанель, поддерживала этот изящный замысел: «Я пью шампанское только по двум поводам: когда влюблена и когда не влюблена», то есть всегда! А Мэрилин Монро в своей биографии писала, что «пила только шампанское, вдыхая его аромат из бокала, как кислород».
Не смотря на то, что шампанское изобрел мужчина — в XVII веке монах-бенедиктинец Дом Периньон додумался, как обычное сбродившее вино превратить в новый замечательный напиток — именно женщины, мадам Клико, мадам Поммери, мадам Крюг, Камилла Одри-Редерер, сыграли большую роль в истории шампанского. Например, мадам Клико принадлежит авторство метода очистки шампанского до кристальной прозрачности, которым до сих пор пользуются все виноделы мира. Она же изобрела проволочную уздечку, надеваемую на пробку.
Элегантный, легкий, куражистый напиток пришелся ко двору во Франции в XVIII столетии, во времена барочных излишеств. В Версале ежедневно устраивались умопомрачительные празднества, в Большой галерее зажигались тысячи свечей, на платьях придворных дам было столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить, а шампанское, дюжина бутылок которого стоила столько же, сколько карета, запряженная чистокровными лошадями, текло рекой. «Король-солнце» предпочитал вина от Dom Pérignon, его преемник Людовик XV — Moët & Chandon. Большой поклонник шампанского Наполеон говорил: «Победитель заслуживает шампанского, побежденному оно необходимо».
К концу XVIII века вся Европа сходила с ума по шампанскому, его также стали поставлять в Россию ко двору Екатерины Великой. Ведущие фирмы содержали специальные штаты коммерческих агентов, отслеживающих события, которые могли бы стать поводом для празднеств. «Царица ждет ребенка, — сообщал из России на родину представитель фирмы Veuve Clicquot в 1806 году. — Какое счастье, если родится наследник. Тогда в этой огромной стране выпьют море шампанского. Никому об этом ни слова, иначе сюда хлынут наши конкуренты». Специально для Александра II в 1876 Louis Roederer создал шампанское Cristal, которое поставлялось в хрустальных бутылках.
В середине XIX века французское шампанское в России пили все, кто мог себе это позволить: двор, богема, офицеры, купцы. Остальные об этом только мечтали. Рабочий, спасший во время пожара ребенка из богатой семьи, на вопрос рыдающих от счастья родителей, чем бы его отблагодарить, робко попросил «хоть раз испробовать шампанского». Повсеместная любовь к шампанским винам легко объяснима: это самое престижное игристое вино. Такая репутация кроется в его относительной редкости, сложности вкуса и уникальных климатических и географических условиях, в которых выращивается виноград для шампанских вин.
Преданность шампанскому — одна из самых невинных форм снобизма, которую легко и приятно позволить себе по особому случаю. Пейте до дна!

— Слишком много чего-либо — плохо, но слишком много шампанского — в самый раз. Марк Твен

Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com