Машины свободы

Цифровой детокс можно смело отнести к новому направлению экстрима, на который далеко не каждый может решиться. Но есть люди, привыкшие месяцами обходиться без связи — в путешествиях к морю, а точнее к берегам Северного Ледовитого океана, к тому же на технике собственной постройки, она в общем-то не обязательна. У таких отчаянных авантюристов вы не найдете расхожих цитат в социальных сетях о том, насколько важно подаренное путешествиями чувство свободы. Не потому, что нечего рассказать, а потому, что этим людям открыта настоящая свобода.
Машины свободы_foto Машины свободы_foto

Чем хуже дорога, тем интереснее

На сегодняшний день в России примерно 20 производителей оригинальных вездеходов, которые суммарно выпускают 70 различных моделей. Большинство историй про изобретение и выпуск вездеходов в России — про исполнение мечты. Среди авторов — специалисты по листовому металлу, художники и геологи, которые, безусловно, не в одночасье, но постепенно пришли к решению собирать собственные транспортные средства, способные проехать практически везде. Хотя отметим, что один из самых известных современных изобретателей Алексей Макаров говорит вполне категорично: называть такие машины «вездеходами» не совсем верно.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

Нет такой машины, которая может проехать везде. Всегда в это понятие закладывается некий компромисс между универсальностью и проходимостью, и всегда одного добиваются в ущерб другому. Нет и не может быть абсолютной проходимости, ведь у тех же вертолетов существуют ограничения по погоде, посадке и так далее. При создании машины повышенной проходимости надо иметь четкое понимание, выполнению каких задач она должна соответствовать. И одна из возможных задач — экстремальные экспедиции.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

«Емеля». По разным полюсам

Север — наш, а первыми автомобилистами, побывавшими, точнее достигшими своим ходом географической точки Северного полюса, стали наши соотечественники — участники Морской ледовой автомобильной экспедиции, прошедшей с 20 марта по 26 апреля 2009 года. За 38 дней и ночей было преодолено более 2000 километров по плавучим льдам Северного Ледовитого океана на автомобилях-амфибиях «Емеля-1» и «Емеля-2» конструкции инженера Елагина. Дальше — больше и холоднее. В 2011-м они прошли по новому маршруту из России в Канаду (остров Средний — ледовая база Барнео — Северный полюс — Ward Hunt (Канада) — Resolute Bay (Канада) и далее).

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

В течение следующих нескольких лет участники экспедиции проехали более 16 000 километров по самому северу нашей планеты. Новый год в 2019-м «Емеля» и его изобретатели встретили на Южном полюсе. Экспедиция с говорящим названием «Антарктида. 200 лет открытий», несмотря на нескрываемый скептицизм жителей полярных станций, в течение двух месяцев преодолела в общей сложности 6000 километров и посетила три станции, Полюс недоступности и, конечно, Южный полюс.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

«Бурлак». Во все тяжкие

Есть особое экзистенциальное удовольствие в том, чтобы загнать свою машину в самые немыслимые для простого автомобилиста условия — проверить, как она из них будет выбираться. Алексей Макаров, автор вездехода «Бурлак», в этом преуспел, пожалуй, больше, чем кто-либо из его коллег. Начинал он свой путь по бездорожью на off road соревнованиях, и постепенно покорение малой грязи переросло во впечатляющее громадностью — вездеходы повышенной проходимости. Для понимания: высота «Бурлака» достигает 3200 миллиметров, а дорожный просвет — до 750 миллиметров. Уникальность машин «Бурлак» в первую очередь в том, что они заточены под сложный снег. Колесная техника даже на больших шинах редко хорошо едет по снежным трассам, а Макаров научил этому свои машины.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

Еще одно из важных конкурентных преимуществ — его машины не только хорошо плавают, но при этом и не тонут. Ни при каких условиях. В этом сам Алексей и его команда убедились лично во время экспедиции на берег Карского моря. Пройдя путь длиной в 3000 километров, они добрались туда, где до них никто никогда не бывал. А после все-таки нашли место, где машина смогла провалиться под лед. Как результат, выяснилось, что «Бурлак», естественно, не утонет (при любой глубине под колесами), хорошо едет по воде, а главное, может выбраться обратно на сушу.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

«Шерп». На Восток!

Есть в off road известная личность — Алексей Гарагашьян. Человек уникальной судьбы и крайне одаренный внедорожный мастер. Начинал с велосипедов, потом перешел к мотоциклам и внедорожникам. И все, прошедшее через его руки, могло ехать и плыть там, где раньше такое считалось непредставимым. В 2012 году он приступил к разработке вездехода «Шерп». Сегодня эту спецтехнику в чистом виде нельзя отнести к экспедиционникам: грузоподъемность всего 1000 килограммов, чего недостаточно для дальних автономных экспедиций. Но есть в истории этого внедорожника достижение, которое у него никто не отнимет.

Машины свободы_foto Машины свободы_foto

В 2017 году на «Шерпах» прошла экспедиция «На Восток!». Участники стартовали в апреле из Архангельска и финишировали в ноябре на Чукотке. Главная идея проекта «На Восток!» — показать необходимость и возможность развития транспортного сообщения с труднодоступными районами России. Основная часть маршрута «На Восток!» проходила за Полярным кругом, в том числе по плато Путорана. Эта область находится на Среднесибирском плоскогорье, где из-за полного отсутствия дорожного сообщения ранее использовались только вертолеты. За полгода было пройдено 9700 километров. Самый короткий дневной переход составил всего 500 метров, самый длинный — 230 километров.

Автор: Галина Кошелева

Фото: РД Студия, Алексей Камерзянов, Дмитрий Павлов