Превратности «Шёлкового пути»

Ралли-марафоны — не только проверка техники на прочность в условиях сложной трассы, но прежде всего испытание человека, его силы духа, воли к победе. Ралли «Шёлковый путь», проводившееся в середине лета, прошло не по сценарию, но тем интереснее было приключение.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

«Шелковый путь» начался, как это часто бывает в автоспорте, с большого энтузиазма. Команда КАМАЗ-мастер, гордость российского автоспорта, имеющая огромный опыт участия и побед на ралли Dakar, решила сделать подобное соревнование и в нашей стране. Первый «Шелковый путь» состоялся в 2009 году и прошел при поддержке трех стран — России, Казахстана и Туркмении, старт гонки был дан в Казани, финиш принимал Ашхабад.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

Презентация проекта 2021 года состоялась в ноябре 2020. Организаторы представили маршрут гонки через три страны — Россию, Монголию и Китай — общей протяженностью порядка 5000 километров. За три месяца до старта было объявлено, что Китай не сможет принять участников международного марафона. На второй день после старта внезапно стало известно, что единственная страна, по территории которой пройдет марафон «Шёлковый путь», — это Россия. Монголия, сославшись на распространение новой коронавирусной инфекции и бубонной чумы, отказала участникам в прохождении границы. «Итого» спортивный маршрут составил всего 651,14 километра.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

Но чтобы добраться до старта и финиша этапов, экипажам нужно было проехать еще 2457 километров по дорогам общего пользования. Несколько иностранных команд (South Racing, Toyota Over Drive) сразу объявили, что досрочно прекращают участие в соревновании. Видимо, поскольку огромные финансовые и логистические вложения никак не окупятся: очки, положенные за победу в марафоне («Шёлковый путь» имел статус этапа Кубка мира FIA по кросс-кантри-ралли), были уменьшены на 2/3 от обещанных ранее. Борьба для этих команд потеряла всякий смысл.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

Изначально маршрут по России был представлен достаточно ограниченно. Красивый старт в Омске, далее длинные пробеги по дорогам общего пользования в России и всего три спортивных этапа (87, 132 и 110 километров). Для такой большой страны, как наша, удивительно, что не удалось изначально продумать более длинные спецучастки, тем более что спортивное соревнование получило отклик среди местных жителей. Тысячи людей пришли на красивое торжественное открытие в Омске на Соборной площади. Старт и финиш на спецучастках в Новосибирске и Горно-Алтайске также посетило огромное количество гостей и местных жителей. Спортивное событие международного масштаба, праздник автоспорта остался для многих поклонников за забором — церемония торжественного награждения прошла в закрытом формате. И если 1 июля в Омске собрать и организовать многотысячную толпу оказалось возможным, то спустя 6 дней в Горно-Алтайске стали действовать другие правила.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

В соревновании приняли участие 53 экипажа в автомобильных группах и 25 мотоциклистов и квадроциклистов из России, Монголии, Германии, Италии, Франции, Польши, США, Республики Беларусь и других стран. Австриец Маттиас Волкнер из Red Bull KTM Factory Racing стал лучшим в зачете Мото, наш Александр Максимов одержал победу на квадроцикле. Екатеринбуржцы Сергей Карякин и Антон Власюк стали первыми в категории Т4 (мотовездеходы side-by-side). Спортсмены построили первую в России технику подобного класса и получили соответствующее подтверждение FIA. Француз Жан-Люк Писсон одержал победу в соседнем классе Т3.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

Пилот российской команды «КАМАЗ-мастер» Дмитрий Сотников вышел на старт ралли на абсолютно новом грузовике с кабиной семейства К5, он стал победителем зачета Open T5. Правда, к церемонии награждения есть тоже несколько вопросов. В частности, не совсем понятна логика вывода экипажей на подиум. Нашей команде в зачете Т3 Евгений Фрезоргер / Алексей Шпук пришлось простоять три часа в закрытом парке, чтобы получить свою минуту славы. В темноте и без зрителей.

Превратности «Шёлкового пути»_foto Превратности «Шёлкового пути»_foto

Безусловно, критика дается легче, а хорошее воспринимается как должное. Чтобы такое соревнование, как «Шёлковый путь», состоялось, требуются большой профессионализм и самоотдача. Провести международную гонку в период массовых запретов и закрытых границ крайне сложно, и организаторы сделали максимум возможного, чтобы соревнование состоялось. Четкая работа с участниками, помощь и разъяснения по малейшим вопросам, внутренняя логистика мероприятия, кейтеринг и многое другое соответствует заявленному высокому уровню. Да, не сложился маршрут, из-за закрытых границ не смогли выйти на старт многие участники, но проведение таких соревнований в России крайне важно. Это не только имидж страны, но и горящие глаза фанатов автоспорта, и возможность сделать фото с лучшими спортсменами мира, и просто память на всю жизнь.

Автор: Дмитрий Шишкин

Фото: MCH Photo; © silkwayrally

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже