Сергей Карякин. Dakar без границ

В 2020 году большинство соревнований по автоспорту было отменено. Многие думали, что так случится и с ралли-марафоном Dakar. Однако организаторы сделали действительно невозможное, и соревнование состоялось. О том, как доставляли технику и команду через закрытые границы на другой континент — в Саудовскую Аравию и как все прошло, рассказал Сергей Карякин, единственный представитель России, поднимавшийся на подиум Dakar в двух категориях.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— Сергей, для тебя это уже седьмое ралли Dakar, что было самым трудным для вашей команды на марафоне-2021?

— Попасть на Dakar в этом году нам удалось буквально в последний момент. Почти все компании, с которыми мы ранее сотрудничали, не смогли оказать финансовую поддержку. Но чудо все-таки произошло, и 30 октября (1 ноября заканчивался прием заявок на участие) мы смогли пройти регистрацию на гонку. На этот раз гораздо труднее было пересечь границы. Перевозка техники в Саудовскую Аравию — это всегда сложная логистическая и таможенная проблема, поэтому организаторы стараются решить ее комплексно и максимально оперативно. Компания A.S.O., организатор гонки, по желанию участников берет на себя улаживание большинства вопросов и организует доставку морским транспортом — паромами.

Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— Как все-таки удалось переправить технику к месту назначения и вылететь самим?

— Во Францию нам нужно было прибыть до 1 декабря, чтобы загрузить технику на паром до Саудовской Аравии. Вторая логистическая трудность — перелет команды. Еще в сентябре организаторы написали письмо, в котором настоятельно рекомендовали не рассчитывать на регулярные рейсы (в Джидду, откуда стартовал марафон, из России можно было попасть через Турцию). Компания A.S.O. организовала собственные чартерные авиарейсы, но стоимость билетов на них была в разы выше, чем на регулярных, и мы понадеялись на лучшее. Как оказалось, в 2020 году надежда на лучшее не работала. В конце декабря Саудовская Аравия закрыла свое небо для всех регулярных авиамаршрутов, и наше участие в Dakar висело на волоске. Организаторы вновь пошли нам навстречу и организовали дополнительный чартер из Дубая. Спасибо большое «Уральским авиалиниям», которые нашли для нас места на борту в предновогоднем ажиотаже.

Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— Как повлияла борьба с COVID-19 на Dakar?

— Организаторами заранее был разработан «Санитарный протокол», который во многом и позволил провести гонку в условиях распространения COVID-19. Каждый участник марафона (спортсмен, механик, представитель прессы) обязан был по прилете в Саудовскую Аравию выдержать двухдневный карантин, после которого явиться на сдачу ПЦР-теста. И если хотя бы один представитель команды получал положительный результат, с гонки ее снимали целиком. К сожалению, из моих знакомых этот тест не прошел Алексей Титов, который готовился к своему первому марафону. В этом году участникам было запрещено без лишней надобности покидать бивуак, кроме как перед стартом и после финиша гонки.

Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— Расскажи про бытовые условия на соревнованиях. Что есть на бивуаке и можно ли туда попасть обычному человеку?

— Бивуак, или базовый лагерь, — это, по сути, небольшой город, вмещающий всех причастных к соревнованию людей, среди которых организаторы, спортсмены, механики, а также журналисты. К примеру, «город» Dakar-2021 насчитывал около 2500 человек! Обычно бивуак «живет» от одного до трех дней. Самое частое месторасположение бивуака — территория вблизи аэропорта. На каждом бивуаке Dakar-2021 обязательно присутствовали 22 локации: медицинская часть (оплата высококвалифицированных врачей и массажа входит в стартовый взнос), медиацентр, туалеты, душ, столовая, зона дозаправки, а также молитвенная комната и многое другое. В лагере есть деление по зонам доступа. Попасть на территорию можно только по специальному браслету, который получают во время административных проверок.

— У нас с тобой много общих друзей, которые хотели бы поехать на эту гонку, но убеждены, что уже стары для таких приключений.

— На самом деле большинство участников на ралли Dakar — это мужчины в возрасте от 45 лет. К примеру, самые молодые соревнующиеся марафона 2021 года выступали на мотоциклах и квадроциклах, а средний возраст в данной группе — 38 лет. Самым старшим спортсменам в Dakar Classic на 1 января 2021 года было около 51 года. Вот лишь несколько примеров из статистики: самым молодым гонщиком в группе Light Prototype (Т3-Т4) был американский пилот Сет Кинтеро, на момент старта ему было 18 лет. На другом конце статистики по возрасту — Грэм Найт, который впервые стартовал на Dakar в прошлом году, когда ему было 68 лет. Приведу еще один известный пример: Филипп Круазон в 2017 году стал первым человеком без рук и ног, принявшим участие в экстремальном ралли-рейде Dakar. Он, кстати, финишировал на 54-м месте. Так что ссылки на возраст — это лишь отговорки.

Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— Согласись, далеко не каждый сможет ежедневно находиться с напарником в узкой машине на жаре порядка десяти часов в течение двух недель. Меня всегда удивляло, как ты и твой штурман Антон Власюк не кидаете друг в друга чем-нибудь после финиша?

— Мы с Антоном дружим пятнадцать лет, и оба начали заезды с трофи-рейдов на квадроциклах. С 2010 года стали выступать вместе и сразу выиграли две крупных серии: чемпионат России по трофи-рейдам на ATV и Can-Am Trophy Russia (ATV-open). Наш секрет успеха прост: обычно в гонках на квадроциклах есть, так скажем, ведущий спортсмен и ведомый. Мы с Антоном равносильны и в процессе преодоления спецучастка постоянно менялись: сначала один строил маршрут, затем другой. Проехав через десятки тысяч километров препятствий по болотам, пустыням и горам, мы уже давно привыкли друг к другу.

Сергей Карякин. Dakar без границ_foto Сергей Карякин. Dakar без границ_foto

— И напоследок: сколько стоит участие в Dakar?

— Стартовый взнос в зачетах SSV & Lightweight Prototype Vehicles в 2021 году составил 24 600 евро (льготный транш) за экипаж. Отдельно нужно заплатить за механиков (9000 евро за человека). Чтобы автомобиль технической поддержки принимал участие в составе assistance, нужно еще 5000 евро. Прицеп также оплачивается отдельно. Есть несколько способов уменьшить взносы. Во-первых, можно договориться с опытным гонщиком, чтобы тот взял вас под свое крыло. Во-вторых, создать страничку в социальной сети с определенным количеством подписчиков и активно ее вести по ходу рейда. Можно сэкономить на штурмане (минус 8000 евро) или войти в экипаж, полностью состоящий из женщин-новичков (минус 7000 евро). Морально и материально готовьтесь к тому, что в российских рублях стоимость воплощения мечты о двухнедельном приключении составит как минимум семизначное число.

Беседовала Галина Кошелева

фото: MCH Photo, Дмитрий Шишкин

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже