
Мечта под колесами
Кругосветка — это как Эверест, главный пункт в списке желаний любого страстного путешественника. А если она совершается на мотоцикле, то лучшей формы свидания с миром и не придумаешь. В меру экстремальной, дающей возможность прочувствовать невероятное единение с окружающей действительностью, причем без дополнительной защиты от нее в виде стекла и металла, чем «грешит» автомобиль или экскурсионный автобус. Да и багаж впечатлений у мотобайкеров гораздо увесистее, чем у пилотов авто. Этим фактом соблазнились харизматичный тележурналист Чарли Бурман, который предложил голливудской кинозвезде Макгрегору оседлать байки и пересечь Евразию по направлению к Северной Америке, намотав 30 000 километров. Правда, в пути все же пришлось переправляться другими видами транспорта. Например, на поездах по 50-километровому тоннелю через Ла-Манш и по Сибири, чтобы «взять» дистанцию в тысячу километров, ввиду непроходимости дорожного участка Чита — Хабаровск из-за погодных условий. Самолет доставил команду Бурмана — Макгрегора из Магадана в Анкоридж, на Аляску. После успешного завершения экспедиции, выждав несколько лет, байкеры отправились из крайней северной точки Шотландии — городка Джон-О’Гротс к южной точке Африки, мысу Доброй Надежды, в Кейптаун. В 2019-м все те же Бурман — Макгрегор преодолели 20 000 километров, путешествуя по Южной, Центральной и части Северной Америки с прибытием в Лос-Анджелес. В аккурат успев осуществить мечту до пандемийных ограничений и закрытия границ.

Отцы-вдохновители
Впервые на «мотодальняк», как иначе называют кругосветную экспедицию на мотоцикле, решились ирландский кинематографист Карл Клэнси и его лучший друг Уолтер Стори в 1912 году. В качестве транспорта выбрали себе самые скоростные мотобайки того времени – агрегаты фирмы Henderson с максимальной отметкой на спидометре 88,5 километра в час. Цель кругосветки была банальной — сбежать от серости будней, на год забыть о нескончаемой гонке за всемогущим долларом. В какой-то момент их пути разошлись, и каждый поехал по собственному маршруту. Газеты писали, что приключение Карла Клэнси, выбравшего более витиеватый курс к мечте, стало самым сложным и долгим в истории. Спустя сто лет, в 2012 году, маршрут Клэнси повторили два энтузиаста — сотрудник Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер. В 1951 году на дорожную авантюру решился молодой студент медицинского колледжа Эрнесто Че Гевара. Он преследовал научную цель — исколесить Латинскую Америку и узнать о работе лепрозориев для получения практического опыта. На преодоление маршрута ушло около восьми месяцев, его протяженность составила 14 000 километров. Позднее команданте Кубинской революции написал про это путешествие автобиографическую книгу, а в 2004 году режиссер Вальтер Салесса снял роуд-муви «Че Гевара. Дневники мотоциклиста». Фильм был удостоен множества наград, включая три приза Каннского фестиваля, «Оскар», премию «Гойя» и высшую награду Гильдии режиссеров Великобритании за лучшую режиссуру в иностранном фильме.

Пусть не закончится дорога!
Современные мотоциклетные кругосветки стали вполне привычным делом и уже едва ли приковывают к себе всемирное внимание. Однако и такое по-прежнему случается. Например, энтузиаст из Швейцарии Урс «Гриззли» Педраита в 2016 году установил мировой рекорд, побывал на шести континентах на мотоцикле Victory Cross Country Tour за 119 дней и 21 час. На родине его считают живой легендой: не каждому суждено вписать свое имя в Книгу рекордов Гиннесса. В сольную мотоциклетную кругосветку Урс отправился с явным намерением побить предыдущий мировой рекорд, установленный британским гонщиком Ником Сандерсом, чей маршрут растянулся на 120 дней и два часа. Более того, Урс намеренно усложнил себе задачу, выбрав тяжелый американский туристический крейсер в качестве средства передвижения. Стартанул из Дейтона-Бич, штат Флорида, и сюда же вернулся на 119-й день путешествия. Кстати, в 2013—2014 годах энергичный швейцарец отметился в сибирской тайге. Он решил проверить, удастся ли ему стать первым человеком, который пересечет эти края в одиночку зимой на мотоцикле. Старт — в Берне, финишная прямая — во Владивостоке. «Гриззли» успешно проехал 15 000 километров, на что ушло 37 дней, при температуре –42 °C и был награжден медалью «За отвагу» — государственной наградой Российской Федерации.
В 2018 году завершилась самая продолжительная в истории России одиночная кругосветная экспедиция на мотоцикле. Пилотировал байк Олег Харитонов, который стартовал с набережной Москвы-реки в 2014 году и преодолел 200 000 километров на мотоцикле, побывав в 75 странах и на нескольких континентах.