
— Вячеслав, вездесущий интернет всё про нас знает: именно он подсказал, что вы хоть и родом из Ростова-на-Дону, однако детство провели в Волгоградской области, в Камышине. Забавное совпадение — это и моя малая родина. Предлагаю рассказать нашим читателям о городе, известном как арбузная столица России.
— Действительно, есть забавная городская легенда, которая и дала якобы историческую основу для проведения этого фестиваля. Считается, что в 1722 году флотилия Петра Великого, следовавшая в Персидский военный поход, зашла в акваторию Волги в Камышин. Правда, тогда местность называлась Дмитриевск. Сойдя на берег, российский государь принял из рук воеводы угощение — сочный сладкий арбуз. Отведав его, Петр Алексеевич восторженно воскликнул что-то вроде «какой же отменный плод», и с тех самых пор арбуз считается символом города. По велению все того же Петра I на монетном дворе изготовили медный арбуз и водрузили его на шпиль ратуши Дмитриевска, ныне Камышина. Есть еще один примечательный и исторически правдивый факт о Камышинском районе. В 25 километрах от города есть населенный пункт Петров Вал, в котором проживает не более 12 тысяч человек. Исторические хроники гласят, что именно в этом местечке в конце XVII века Петр I намеревался соорудить Волго-Донский канал как водный путь к Азову, а через него и к Черному морю. Однако попытка провалилась, и об амбициях государя сегодня напоминают петровский ров и земляные валы — отсюда и название Петров Вал. А вообще Камышин — максимально курортный город. Только там нет моря, зато есть Волга. А еще пляжи, песок, жаркое лето и то спокойствие, которого нет на Черноморском побережье. Я счастлив, что вырос именно там, что у меня было правильное детство: все лето мы купались с пацанами на речке, гуляли, шкодничали, веселились, мечтали…
— И в какой-то момент решили стать актером. Кто повлиял на ваш выбор?
— Моя мама служила в Камышинском драматическом театре, однако свою жизнь связывать с актерской профессией никогда не хотел. Да, я активно участвовал в смотрах различной самодеятельности, пел, танцевал и когда оканчивал школу, то совершенно не понимал, куда двигаться дальше. Все произошло волей случая. Однажды, катаясь на роликах, я познакомился с парнем, тетя которого, ненамного старше моего нового приятеля, поступала в театральный вуз в Саратове. Именно она позвала меня с собой на вступительные экзамены. В результате меня зачислили, а ее, увы, нет. Думаю, мое умение придумывать этюды, различные капустники, не бояться сцены сыграло мне на руку. Ничего другого я и не умею, поэтому никогда в моей жизни не закрадывалось сомнение, ту ли профессию выбрал. Актерство для меня — не работа, это вся моя жизнь. Возможно, мне было бы интересно развиться в профессии и попробовать себя в кинорежиссуре. Или в поварском ремесле — я очень люблю готовить. И искренне верю, что это сложная наука и просто так в нее не «впрыгнуть». Без должного образования не обойтись.

— А диплом театрального вуза вам помог реализовать себя в актерской профессии?
— Скажу так, учеба на театральном факультете Саратовской государственной консерватории имени Л. В.Собинова дала мне очень многое и позволила познакомиться с Олегом Павловичем Табаковым, чью именную стипендию я получал. Там я много раз слышал, что человек — кузнец своего успеха. Никто за тебя не сделает разбор роли, никто не подскажет, как лучше, только ты сам. В институте я этого не понимал, а вот в «Табакерке» осознал. Помню, пришел на репетицию: вот сценарий, вот режиссер, вот роль в спектакле, ждем твои идеи-придумки. Груз ответственности неимоверный. Началась та самая взрослая жизнь, актерство по-настоящему.
— К слову, о «Табакерке». Расскажите историю, когда выпускников вашего вуза отсматривали в качестве актеров труппы Московского театра Олега Табакова, и никто не прошел. Однако вас Олег Павлович попросил задержаться.
— Мы показывали отрывки из наших дипломных спектаклей. Если не ошибаюсь, это была комедия испанского драматурга Лопе де Вега, написанная предположительно в первые годы XVII века — «Уехавший остался дома» (постановка называлась «Убегающие от любви»). Я не могу сказать, что на сцене тогда творил нечто невероятное, просто показал всё, что смог. Был искренен и честен. Вскоре после этого смотра меня ввели на главную роль в спектакль по Томасу Манну «Признания авантюриста Феликса Круля». Так я и оказался в «Табакерке». Но сегодня я не служу ему, и причина тому прозаична — мне нужно было зарабатывать деньги, чтобы содержать жену и наших двоих детей, обеспечивать своей семье должный уровень комфорта. Раньше я был готов действительно служить театру, а служение означает, что ты 356 дней и ночей в году отдаешь себя сцене, а она, как живой организм, требует все больше и больше. Я принял решение не обманывать ни других, ни себя в первую очередь.
— Сегодня вы абсолютно кинематографический актер, и зритель вас знает в основном по киноролям. Какие из них наиболее значимы лично для вас?
— Ролей было много, но для себя я отмечаю криминальную сагу «Город», в которой сыграл Яшу «Цыгана», биографическую картину о Валерии Ободзинском «Эти глаза напротив», где исполнил певца в молодости, в скандальном сериале «Измены» мой герой — Слава Сальников, один из любовников главной героини, в военной драме «Молодая гвардия» сыграл Олега Кошевого. Сейчас снимаюсь в четвертом сезоне телесериала «Жуки», в проекте «Изгои», скоро на экраны выйдет «Бывший в помощь», сериал Евгения Стычкина «Игры», сюжет которого основал на Олимпиаде-80, грандиозном спортивном соревновании в самой тогда закрытой страны мира СССР. Персонажи, перечисленные выше, отличаются разнохарактерностью. И считаю своей заслугой тот факт, что некоторое время назад меня перестали звать исключительно на роли красавчиков-сердцеедов, представителей золотой молодежи, раскатывающих по городским автотрассам на дорогих тачках. Кино — это типажность. И здорово, когда актер способен показать свои самые неожиданные грани и это замечают режиссеры.

— Но в роли баловня судьбы вы чертовски органичны! Складывается впечатление, что вам везет по жизни и получается все легко и непринужденно, будто бы само по себе.
— Сегодня многие роли я исполнил бы иначе, с более глубинным понимаем сюжета, потому что приобрел ценный жизненный опыт. И именно его я считаю крайне важным в актерском ремесле. Продолжая разговор о типажности, вспомнил актрису Наталью Тенякову, сыгравшую в свои 38 лет бабу Шуру из киноленты «Любовь и голуби». Но это исключение из правил, потому что так замечательно вжиться в роль возрастной женщины, будучи молодой, под силу не каждой актрисе. И тут либо собственный «багаж» жизненного опыта, либо исключительный дар. Есть истории, когда Ромео и Джульетту играли зрелые актеры, дабы в полной мере показать всю палитру переживаний шекспировских персонажей. Будучи молодыми, актеры не смогли бы изобразить трагизм. И в этом смысле я согласен с таким режиссерским выбором актеров. А вообще наше ремесло — наука неточная. Вот с табуреткой, например, все предельно ясно. Она ровная, сидеть на ней удобно — и значит, табуретка годная. В профессии актера все иначе: за одну и ту же исполненную роль тебя могут наречь гением или бездарностью. Можно мастерски молчать в кадре или кричать что есть мочи, демонстрируя эмоции высокого уровня. И все равно в этом спектакле ты будешь невообразимо гармоничен, а в другой роли затеряешься и померкнешь.
— Вячеслав, вы испытывали себя в шоу «Ледниковый период» и дошли до победного «серебра», бросали вызов своим физическим возможностям в «Форте Боярд», принимали участие в шоу «Звезды в Африке», теперь — «Выжить в Дубае. Возвращение», мегапопулярном проекте телеканала ТНТ. Вопрос один: что и кому вы доказываете, зачем вам эти риски?
— Никому ничего не доказываю — жизнь в таком ритме и участие в подобных проектах интересны сами по себе. В июле мне исполнится 37 лет, и к своим годам могу сказать, что я действительно живу насыщенно, получаю за это финансовый доход и в случае победы в телешоу могу выиграть еще и солидный приз. Сейчас зрители могут поболеть за меня в шоу «Выжить в Дубае. Возвращение». Сам проект представляет состязание двух команд — звездной и народной. Кто выигрывает, тот живет в отеле, кто проигрывает, тот живет в пустыне. В финале оставшиеся участники объединяются и побеждает сильнейший. В отличие от «Звезд в Африке», в дубайской версии шоу акцент был сделан на настольные игры. Много заданий на логику, мышление, ловкость, идет более равноправное соревнование между мальчиками и девочками. Жаль, что насладится прогулками по Дубаю не получилось, хотя нас все время возили по эмирату — все-таки в этом проекте я работал, пусть и в качестве звездного участника телешоу.
— А какой вы путешественник? Тот, кто заранее все планирует, или же спонтанный, руководствующийся сиюминутными желаниями?
— Я, скорее всего, путешественник спонтанный. Не помню, когда в последний раз планировал поездку куда-либо самостоятельно. Благодаря работе много езжу по городам России, зарубежным странам, и мне очень повезло, что моя профессия дает мне такую возможность. Но мне не важно путешествие как обзор достопримечательностей. Мне важны новые знакомства, общение, атмосфера места. Я очень люблю горы, но меня хватает минут на 15. Дальше я не знаю, что делать с этой красотой. Я вроде уже все увидел, все воспринял — и что дальше? Мне ближе смена декораций и из путешествий я, как правило, привожу воспоминания о людях. Так я запечатлел в памяти Южную Корею, городок во Франции, где мы снимали «Форт Баярд», другие уголки мира. Являясь поклонником «бар-хоппинга», когда за один вечер «перепрыгиваешь» с одного заведения в другое, я хотел бы однажды побывать в Ирландии. И даже не ради самой страны, а ради атмосферы настоящего ирландского паба с «киношными» мужичками, которые каждый день заходят в такой бар пообщаться друг с другом.
— Вячеслав, вы сейчас живете именно той жизнью, о которой мечтали?
— Моя главная задача — найти и придерживаться золотой середины между работой и семьей. Пока наблюдается значительный перекос в сторону работы, и, боюсь, из-за моей сверхзанятости это лето пролетит мимо меня. Красиво и быстро. Хотя в целом мне удается балансировать и быть при этом счастливым человеком. А вот когда будет перекос — начну философствовать, почему так вышло и как из всего этого найти спасительный выход. Пока я определенно в своей тарелке. Потому что у меня есть возможность видеть, как растут мои дети. Потому что прямо сейчас, в разгар рабочего дня, я нашел время и привел дочь на тренировку по гимнастике. А пока она занимается, общаюсь с вами. Это ли не счастье, когда успеваешь все и везде?
Беседовала Юлиана Новоселова
Фото: из личного архива Вячеслава Чепурченко