— Красная площадь меня не впечатлила, потому что я объелся бургерами.
Мое знакомство с Москвой случилось в детстве, и с тех пор я живу с держащимися на трех «столбах» воспоминаниями об этом городе. Первое, что мне особенно врезалось в память, это спальный район под названием Аллея Жемчуговой в Выхино, где мы с мамой поселились во время нашей первой непродолжительной поездки в столицу. Место очень умиротворяющее, идеальное для созерцания и уединения, со сквером, лебедями, мостиками. Второй условный столб — это усадьба-музей «Кусково», соседствующая с Аллей Жемчуговой. Со мной, 11-летним, начитанным, насмотренным благодаря маме парнем тогда случился культурный шок. Я увидел роскошное необъятное пространство, которое до этого мог представлять только по исторической литературе. Помню, даже немного расстроился, что не получилось рассмотреть все в деталях. И, наконец, третий столб, как бы странно это ни прозвучало, самый мощный и связан он с кафе «Макдональдс» на углу Тверской и Большой Бронной улиц. Вообще это был первый ресторан сети, открывшийся в СССР, возле которого в 1991-м году люди стояли в нескончаемой очереди, чтобы попробовать картошку фри. Я там оказался в середине нулевых, когда реклама фастфуда со всех медиаканалов подзадоривала тех, в чьих городах «макдональдсов» не было. А еще в то время был популярен мультик «Тачки», и детям вместе с бургегором «биг тейсти» клали эту игрушку. И вот мы с мамой оказались в центре цивилизации, как мне тогда казалось. И бургер тот был самым вкусным, что я когда-либо пробовал в жизни. А затем мы отправились на Красную площадь. В первый раз. Но я не впечатлился, потому что по брусчатке я катал машинку и это было куда интереснее. Мама же шла и твердила: «Женя, здесь проходят парады, здесь же Мавзолей, вот Спасская башня, вот памятник Минину и Пожарскому. Вот то, вот другое…» А Жене не было дела, потому он объелся «биг тейсти» и катал свою тачку по не очень удобной для этого важного детского процесса поверхности. До сих пор Красная площадь не вызывает у меня должного благоговения, потому что с этим местом меня связывают личные, более сильные впечатления.
— Для столицы я постарался больше, чем среднестатистический коренной москвич.
Вся моя сознательная жизнь после 18 лет, а это и юность, и бурные студенческие годы, прошла именно в Москве. Могу пересказать свою жизнь в столице если не по дням, то по месяцам точно. Здесь я попал в кино, удивительную метавселенную, в которой не бывает «приезжих», «коренных москвичей», в которой есть только профессионалы, творящие искусство сообща. Благодаря кино я узнал Москву нетуристическую, побывал в тех местах, о которых знает не каждый москвич. Например, в монастыре Крутицкое подворье, в Марфо-Мариинской обители, на Мухиной горе — высоком берегу Москвы-реки в районе Хамовники, в микрорайоне Курьяново. Я впитывал в себя Москву, живя в ней, покорял ее, когда поступал в «большую пятерку» — так называют театральные вузы столицы. Оббивая пороги этих училищ, сталкивался с Москвой иной, не суматошной, с узкими проулочками, с ветхими, но восстановленными фасадами зданий, дышал воздухом, в котором заключено неповторимое очарование старой Москвы. ГИТИС, «Щука»… Сейчас эти места навевают ностальгию, когда мы с мамой ходили под дождем в ожидании нашей очереди — да, я один из немногих отправился сдавать экзамены с мамой, и очень здорово, что она прошла со мной этот путь. А потом Камергерка, Мхатовская школа-студия и альма-матер — ВГИК, находящийся дальше всех. Пусть прозвучит высокопарно, но я не чувствую себя в этом городе гостем, я действительно отдал Москве большое количество сил, времени и устремлений, чтобы показать ее зрителю и сделать столицу, быть может, чуточку ближе к людям через кинематограф. В некотором смысле, для Москвы я постарался больше, чем среднестатистический коренной горожанин.
— Идеальный день в Москве — это день без пробок.
Я понял, что темп, к которому подталкивает столица, мне удобен и в любой момент я могу сделать из этого бурного людского потока шаг влево, где-нибудь в районе Китай-города, спокойно побродить среди таких же неспешных гуляк, как и я, по улицам Пречистенки. Вспомнить историю места, улыбнуться и опять шагнуть в привычный столичный темп. Или уехать на весь день в Архангельское, в котором всегда очень много художников, вечно рисующих свои этюды и фасады исторических зданий. Там и позагорать можно, отдохнуть от суеты и дорожного трафика, потому что Москва без пробок — несбыточная мечта каждого жителя этого города. Если же нет возможности сбежать, то иногда я бываю в Доме-музее Есенина в Большом Строченовском переулке. На территорию можно попасть, не покупая билет в сам музей. А вообще я скучнейший интроверт и мне приходится очень долго восполнять растраченную энергию в стенах своего дома. Поэтому я крайне редко куда-то выхожу. Даже некоторые премьеры свои не посещаю, потому что не хочу и не могу: батарейка села. Всем режиссерам, с кем я работал, большое спасибо за понимание. Они мирятся с моим характером, дают мне вектор, направляя мой мыслительный процесс в нужное русло — в 95 процентах случаев я думаю не в том направлении, слишком копаю.
В кинокарьере Евгения Шварца — яркие роли, среди которых роль Феликса Юсупова в фэнтезийном историческом триллере «Карамора» Данилы Козловского, роль Валентина в мелодраме «Этерна», ради которой актер учился фехтованию, участие в сериале «Наследие», в драмеди «Проба», историческом фильме «Плевако», психологическом триллере «Жить жизнь» и других. Один из последних кинопроектов, в котором Евгения Шварца увидит зритель, — приключенческий фильм «Мой дикий друг», история для всей семьи о семикласснике Саше и диком лисенке, спасенном мальчиком из рук браконьеров. Режиссер кинокартины Анна Курбатова вдохновлялась одной из самых популярных детских книг — «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.
— Эта роль — огромный контрапункт в моей актерской деятельности. Последние года три-четыре я играл графьев, королей, князей, участвовал в исторических костюмированных кинолентах и тут наконец-то, черт возьми, мне дали отдушину! Не знаю, получилось или нет, потому что характер персонажа в этот раз исключительно на моей ответственности. Я отдался этой роли максимально честно и изобразил в своем герое все то, что не люблю в людях. Получился максимально неприятный человек, такой, с которым мне не хотелось бы ходить по одной улице. Я же хоть и закрытый человек, но люблю улыбаться людям, а если они улыбаются в ответ — то это вообще идиллия. Буквально вчера на съемках увидел Алексея Гуськова, он один из тех артистов, на фильмах которых я вырос. Я ничего ему не сказал, потому что невежливо первым знакомиться со взрослым человеком и протягивать ему руку, тем более с актером такой величины. Просто улыбаюсь и смотрю на него, а он в ответ тоже улыбается и тоже смотрит на меня. Думаю, это замечательная человеческая черта — уметь улыбаться людям. И быть правдивым. Особенно в профессии. Есть актеры, которые не могут фальшивить, как музыканты с абсолютным слухом. Я не причисляю себя к таким, поэтому к делу подхожу всегда с двойным рвением, честно и открыто. Я могу ошибаться, могу «бить в молоко», но если я опущу руки и скажу про себя «и так сойдет» уйду из профессии в тот же день.
Фото: София Набока