Случайный успех
Появление группы Boney M. в середине 1970-х годов на арене мирового шоу-бизнеса стало результатом причудливых музыкальных экспериментов германского продюсера Фрэнка Фариана. Однажды он записал песню Baby Do You Wanna Bump? («Хочешь потолкаться, детка?») в новомодном стиле диско на мотив ямайской мелодии, отсылающую к танцу, где партнеры сталкиваются бедрами в такт музыке. Пользуясь только собственным голосом, он соединил в многоканальном варианте мужскую и женскую партии и выпустил сингл в исполнении фиктивной группы, названной им Boney M. Это была самая настоящая мистификация. Смеха ради он пристроил свой музыкальный опус на радио, композиция прозвучала в эфире и стала настолько популярной, что Фрэнку Фариану начали поступать предложения концертных выступлений и телевизионных записей песни. Продюсер не мог упустить удачу, поэтому ему срочно пришлось искать реальных персонажей Boney M. Его кастинг-агент набрала команду, которая выглядела максимально необычно.
Экзотический квартет
Все члены коллектива родились за пределами Европы и были выходцами с островов Карибского моря. Темнокожие, пластичные, раскованные, в блестящих костюмах в стиле диско они произвели фурор на сцене. Главной находкой продюсера и единственной мужской доминантой в группе стал Бобби Фаррелл. Юношей он покинул родной остров Аруба, чтобы стать моряком. После нескольких лет службы на корабле некоторое время жил в Норвегии и Нидерландах, где начал карьеру в качестве диджея. Переехав в Германию, где была развита клубная культура, он получил широкую известность как харизматичный артист, разогревавший аудиторию чувственными танцами. Став частью Boney M., он выполнял роль танцора и неоднократно признавался, что совершенно не умеет петь. Продюсеру группы приходилось самому записывать мужские партии в песнях. Первой женщиной, принятой в группу, была танцовщица с острова Монтсеррат Мэйзи Уильямс. Выросшая в английском Бирмингеме, она начала работать моделью, получила титул Miss Black Beautiful, после чего создала собственную группу. Переехав в Германию, она практически сразу оказалась в Boney M. в роли танцовщицы. Чернокожая музыкальная группа не могла существовать без колоритных голосов, поэтому были приглашены ямайские вокалистки Марсия Баррет и Лиз Митчелл. Обе они перебрались в Германию еще в подростковом возрасте, там же получили образование и начали музыкальную карьеру. Лиз Митчелл единственная имела профессиональное музыкальное образование.
Коллективное творчество
В 1975 году коллектив был собран, приступили к записи дебютного альбома Take the Heat off Me («Остуди меня»), который вышел в следующем году. В него вошел хит Sunny («Солнечно») — диско-версия песни, написанной в 1966 году чернокожим музыкантом Бобби Хеббом, потрясенным убийством американского президента Джона Кеннеди. У композиции богатое прошлое и счастливая судьба: это одна из наиболее часто записываемых и исполняемых песен в истории; она была издана более чем в сотне версий и входит в топ-100 песен XX века. Boney M. создали самую известную интерпретацию Sunny, которая является воплощением веры в лучшее: что бы ни случилось в жизни, всегда помните о ее солнечной стороне. Еще одним хитом альбома стал сингл Daddy Cool с незамысловатым набором слов и банальным смыслом. Название, которое можно перевести как «Крутой папочка», стало устойчивым выражением, означающим богатого любовника, влиятельного человека или сутенера. Эти хиты показательны в плане тематики творчества Boney M. Материалом для песен группы было все что угодно от криминальной хроники до биографии Распутина. Ритмический рисунок песен был сложен технически, но прост музыкально. Сырьем служили сентиментальные баллады, негритянские спиричуэлс, рок-н-роллы, мелодии которых подгонялись под диско-ритм и сдабривались гипнотической электроникой.
Лидеры хит-парадов
В связи с выходом дебютного альбома группа поучаствовала в нескольких телевизионных выступлениях — публика сразу полюбила необычных артистов. После успеха, с которым был принят дебютный альбом, артисты направились в свое первое турне. Boney M. дали концерты в городах Западной Германии, Дании и Австрии. Второй альбом Love for sale («Любовь на продажу») вышел в 1977 году, и сингл Ma Baker («Мамаша Бейкер») о гангстерше и ее сыновьях-преступниках стал главным хитом лета того года. Love for sale с заглавной песней, исполняющейся от лица проститутки, стал первым альбомом Boney M., попавшим на 1-е место в немецком хит-параде, и очень популярным в других европейских странах. Оригинальная обложка Love for Sale иллюстрировала название альбома: Бобби Фаррелл в виде брутального черного мачо держит на цепи закованных обнаженных участниц группы. Во второй половине 1977 года Boney M. продолжили свои гастроли, посетив Испанию, Италию, Скандинавию, Австрию, Англию, Швейцарию и все страны Бенилюкса. Под песни чернокожего квартета уже танцевали миллионы! Boney M. не получили популярности в США, однако им удалось дать концерты в СССР.
Невероятный прецедент
Это было сенсацией для всех: заглянуть в закрытую страну, увидеть диковинных советских людей в Европе мечтали ничуть не меньше, чем советские люди желали увидеть дивный мир капитализма. Вероятно, страну открыли для гастролей Boney M., чтобы показать благожелательность СССР в преддверии московской Олимпиады. С точки зрения идеологии творчество группы не вызывало сомнений — это было безобидное задорное диско, музыка для ног! Тем не менее концерт Boney M. воспринимался как прецедент. Вопрос о приезде группы решался на самом верху — его обсуждало Политбюро ЦК КПСС и лично Леонид Ильич Брежнев. Учитывая, что гастроли зарубежных исполнителей оплачивались валютой, выделение столь значительной суммы из бюджета страны требовало самой высокой санкции. Избегая излишнего ажиотажа, Госконцерт не стал расклеивать афиши группы — о приезде Boney M. и так знала вся столица. Лишь у входа в концертный зал висел скромный плакат: «Выступает ансамбль островов Карибского моря». Стоимость билетов была самой обычной — 4 рубля, но приобрести их было практически невозможно. Большую часть билетов отдали партийным работникам и профкомам. Разумеется, фанаты были готовы платить любые деньги, чтобы увидеть кумиров своими глазами. С рук билеты в портер продавали по 100—150 рублей!
Добро пожаловать в СССР
Вместе с группой прибыло около 40 ассистентов, концертное оборудование, которое доставили отдельным самолетом, и еще 200 западных журналистов, призванных освещать гастроли в прессе. Помимо открытых концертов в «России», было дано несколько закрытых — в Кремле. Публика была солидная и сдержанная, в основном — партийно-хозяйственный актив. Концерт Boney M. стал для них откровенным шоу, эмоциональным и чувственным, и они совершенно не понимали, как на это реагировать. Исполняя энергичные танцевальные хиты, Лиз Митчелл призывала зрителей встать с мест и разделить с ней радость движений в такт музыке, но у нас так было не принято. Тогда Лиз Митчелл сама пошла в зал, чем повергла публику в полное изумление. Из представителей советской эстрады так свободно с публикой не взаимодействовал никто! После этих концертов звукозаписывающая студия «Мелодия» выпустила пластинки с песнями Boney M. — теперь карибское диско звучало из каждого окна. В свободное от концертов время музыканты гуляли по Москве и даже сняли видео для будущего клипа Rasputin — разрешение на съемку было предусмотрено условиями контракта. Фрэнк Фариан прекрасно понимал, что для европейских зрителей Красная площадь, расписные купола храма Василия Блаженного и кремлевские башни станут настоящей «бомбой»! Погода была очень снежной, стояли морозы, что добавляло атмосферности съемкам. «Боже мой! Это был ужасно холодный день! А мы были в белых костюмах из перьев, которые выглядели как шубы. И мы страшно мерзли», — поделилась Лиз в интервью для документального сериала «Хроники московского быта». Из Москвы Boney M. увезли огромное количество сувениров и впечатлений, оставив нам жизнеутверждающие песни, под которые мы особенно любим танцевать в новогоднюю ночь.
В 1986 году было официально объявлено о завершении проекта, однако вплоть до 1989 года музыканты периодически воссоединялись для промотуров в поддержку новых ремикс-компиляций.