ABBA. Happy New Year

Планетарная популярность ABBA, которую сравнивают с глобальной славой The Beatles и Элвиса Пресли, для самих участников группы явилась сюрпризом. Когда музыканты узнали, что под песню Happy New Year в начале восьмидесятых открывали главную елку США, страны, где они даже не дали ни одного концерта, то были искренне изумлены.

Сага о северных звездах

Песня, переведенная на двадцать языков мира, которая уже тридцать лет считается международным новогодним хитом, возникла из шуточного трека, написанного музыкантами ABBA для нереализованного проекта, и долгое время лежала на полке. Не всем известно, что текст песни не только не мажорный и жизнеутверждающий, а драматичный и даже несколько мрачноватый. Агнета Фельтскуг — одна из солисток ABBA — в автобиографии рассказывала, что песня создавалась как номер в жанре черного юмора для новогодней передачи в Швеции и называлась «Папочка, не напивайся на Рождество»: «Мы просто хотели пошутить. Дурачились, представляли картинки с пьяными людьми, которые просыпаются утром после праздника и понимают, что все закончилось. Но когда продюсеры шоу послушали текст, то пришли в ужас и попросили нас изменить песню. Мы повиновались, и композиция стала не смешной, а лиричной… Но мы даже представить не могли, что эта Happy New Year превратится в мировой гимн Нового года».

ABBA. Happy New Year_foto ABBA. Happy New Year_foto

Любимцы публики

Успех ABBA уникален и полон парадоксов. Несмотря на то, что ни одна вещь группы за пределами Швеции не числилась в списке «лучших песен года», их композиции известны меломанам всего земного шара. ABBA практически не выступали с концертами, однако имели рекордные продажи пластинок. Они создали фирменный стиль, в котором слышны традиции жизнерадостных шлягеров, элементы фокстрота и свинга, сочное поп-звучание, а также национальные меланхолические интонации. Эта музыка была довольно консервативна, не знаменовала никаких перемен, не призывала к бунту против буржуазных ценностей. ABBA развлекали, но в сравнении с тем, что делали, к примеру, Queen, оставались абсолютно невинными. Секрет успеха, вероятно, кроется в том, что они воспринимали свою легкую музыку всерьез, скрупулезно работая над каждой темой. Кроме того, ABBA имели очень широкую аудиторию. Имидж людей, ратующих за семейные ценности, был симпатичен старшему поколению: вальяжная песня  I Do, I Do, I Do, I Do, I Do стала одним из свадебных хитов всех времен и народов. Оригинальный материал нравился коллегам. Песню SOS с красивой аранжировкой любил Джон Леннон, а также Пит Таунсенд, лидер британской группы The Who. Китчевые эстрадные наряды и гедонистический образ жизни, подкрепленный такими хитами, как Dancing Queen и Summer Night City, сделали их кумирами завсегдатаев ночных клубов.

Великолепная четверка

При абсолютной узнаваемости квартета большинство слушателей даже не знают имен исполнителей, которые зашифрованы в названии-аббревиатуре группы. В логотипе буквы A и B символическим образом обращены друг к другу, ведь музыкальный квартет ABBA состоял из двух супружеских пар. Агнета Фельтскуг — ведущая певица Швеции, белокурая ангелоподобная сердцеедка, секс-символ. Бьерн Ульвеус, ее супруг, являлся неофициальным лидером коллектива. Бенни  Андерссон — друг Бьерна, замечательный мелодист. Анни-Фрид Люнгстад (Фрида) — демонической красоты брюнетка с дивным голосом, жена Бьерна. Четверо музыкантов из небольшой североевропейской страны являлись продуктом прогресса и оптимизма послевоенных десятилетий. ABBA выросли из народно-бытовой музыки Скандинавии. Бьерн — музыкант-самоучка, в переходном возрасте организовал группу. Бенни — одаренный сочинитель песен, унаследовавший свой талант от деда, а также семейную традицию заниматься музыкой: в шесть лет получил в подарок аккордеон, в десять — фортепиано. К концу шестидесятых Бьерн и Бенни создали профессиональный дуэт композиторов. Агнета с малых лет мечтала стать певицей, в десятилетнем возрасте получила в подарок фортепиано, а когда ей было 14, преподаватель по музыке объявил, что девушка гениальна и больше учить ее нечему. Анна-Фрид — честолюбивая сирота, выучившаяся игре на фортепиано, взятом напрокат, пережившая трудное детство и нелегкую сольную карьеру, которая самоутверждалась до тех пор, пока не стала ослепительной дивой.

Конкурсная победа

На момент создания группы каждый представитель ABBA развивал сольную карьеру, а некоторые из них успели обзавестись семьями. Тем не менее в начале семидесятых все четверо очень сблизились, переехали в новые дома, купленные в северном пригороде Стокгольма Валлентуне, где занимались сочинением музыки и вели идиллический образ жизни. Когда ABBA появились на сцене, публика и пресса восприняли их как сказочных персонажей, связанных любовью и приятной музыкой. Возможно, ABBA так и остались бы звездами, купающимися в лучах национальной славы, если бы не Стиг Андерсон, неутомимый менеджер группы, который занимался ее раскруткой, продвижением на зарубежные рынки и часто являлся соавтором хитов, как в случае с судьбоносной песней Waterloo. Эта композиция, исполненная группой на конкурсе Eurovision в 1974 году, сделала ABBA знаменитыми за пределами Швеции. В момент, когда они надели на себя экстравагантные костюмы с блестками и серебристые ботинки на платформе, их роль в истории музыки была предрешена. Каждые три-четыре месяца группа выпускала по шлягеру, каждые девять-десять месяцев — по пластинке. Такая продуктивность объясняется тем, что группа практически не тратила энергию на продолжительные гастроли. ABBA не верили в рациональность закона шоу-бизнеса, гласившего, что за новым альбомом должен следовать тур, и вместо этого они ездили в рекламные поездки, принимали участие в популярных телевизионных шоу, выпускали клипы, которые отправляли на телевидение в разные страны.

ABBA-мания

Больше, чем где бы то ни было, увидеть ABBA живьем мечтали фанаты из Австралии. О приезде группы сообщили все газеты страны. В аэропорту Сиднея их приветствовала толпа визжащих тинейджеров. В распоряжении квартета имелись два телохранителя, но они не могли справиться с толпой обезумевших поклонников. «Нас постоянно преследовала массовая истерия, — вспоминает Агнета. — Порой это было невыносимо. Иногда возникало ощущение, будто мы попали в ловушку, из которой нам никогда не удастся выбраться, и нас сейчас просто сомнут. Бывали случаи, когда мы плакали, оказавшись, наконец, в автомобилях». Происходили странности и неприятности. В Сиднее им позвонили из ювелирного магазина и сообщили, что «драгоценности, заказанные Фридой, готовы». Однако Фрида не заказывала никаких драгоценностей. Дабы избежать преследования поклонников, члены группы решили совершать морские прогулки, но и в море их настигали журналисты и папарацци. Однажды во время купания в открытом море они услышали истерический вопль капитана яхты. Оказалось, они плавали в месте, где водились акулы. В результате время в ожидании концерта музыканты предпочитали проводить в гостиничных номерах. Во время выступления ABBA в австралийском городе Перт в администрацию концертного агентства позвонил аноним и сообщил, что на арене заложена бомба. Мероприятие было сорвано, царила неразбериха. Окончание австралийского тура в ABBA восприняли с огромным облегчением. Они не переставали удивляться своей невероятной популярности, но каждый из них считал, что все это чересчур. К началу восьмидесятых все члены коллектива устали друг от друга, кроме того, в личных отношениях каждой пары наметился разрыв. После развода Бьерна и Агнеты появилась The Winner Takes It All, которая признана обожателями группы лучшей композицией о расставании.

Ретроспективный успех

История ABBA закончилась в 1982 году. Все они занялись сольной карьерой, приняли решение больше никогда не петь вместе, предпочли вести закрытый образ жизни.   Особенно женская часть квартета, в судьбе которой произошло немало событий, описанных прессой: «Отец Фриды — немецкий солдат», «Фрида выходит замуж за князя», «Агнету преследует маньяк», «Агнета становится женой полицейского». Крайне редко экс-квартет ABBA появлялся на публике и давал интервью. Тем не менее сборник Gold, выпущенный в 1992 году, стал самым продаваемым альбомом за всю историю существования квартета. В 1999 году в Лондоне состоялась мировая премьера мюзикла Mamma Mia! с либретто на основе песен группы, после чего спектакль прошел с колоссальным успехом во всем мире. В следующем году группе пообещали 1 миллиард долларов, если они решатся на большой тур. «Мы получаем предложения каждый год и тут же отвергаем их, — говорил Бьерн. — Но на сей раз всерьез задумались. Подумали и решили, что эти деньги не стоят года, вычеркнутого из жизни!»

Автор: Кристина Фадина