Урал всегда считался краем полезных ископаемых, эдакой Меккой для тех, кто жаждал извлечь из земных недр что-то ценное и благодаря этому разжиться. Самым желанным было, конечно, золото. Обнаружение этого металла разбудило алчность, и вмиг глухо застучали кирки, заскрежетали лопаты, заревели драги, адские машины, переворачивающие тонны земли, чтобы отыскать заветную песчинку. Опыт предыдущих лет и знание географии побудили золотоискателей обратиться к древним озерам: уж там-то шансов найти золото было куда больше, чем на реках, где рыбаки, сменив удочки на сито, «просеивали» ил с целью поймать рыбку покрупнее. В конце XIX века стали раскапывать Шигирский торфяник, на месте которого ранее было озеро. Чтобы добраться до донного песка, где может оказаться золото, потребовалось вскрыть слои торфа и сапропеля, по документам они были толщиной от 2 до 10 метров. Работа велась зимой для избежания риска затопления копей водой. По мере продвижения к цели рабочие обнаруживали какие-то странные вещи, некоторые из них были перемолочены лопатами, другие — с проклятиями отброшены, потому что мешали рыть, а некоторые бережно перенесены в контору верхнейвинских заводов, где находилось управление приисками. Счастливая участь постигла некое деревянное изваяние, обнаруженное 24 января 1890 года. Странно, что его вообще приметили, потому что пятиметровый исполин, проведя 9,5 тысячи лет в земле, утратил былое величие и превратился в груду полуистлевших поленьев. Однако все части были аккуратно собраны и оставлены на заводе «до лучших времен». Первые сведения о необычных вещах, отыскиваемых на Шигирском торфянике, появились в 1871 году. Они несколько разочаровали золотоискателей и насторожили историков. По счастливой случайности на Верхнейвинский завод тогда приехал Александр Андреевич Миславский, вице-президент Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), известный в Екатеринбурге хирург, член знаменитой династии. Посмотрев научным взглядом на «диковинки», он сразу определил их древность и невероятную ценность. Самым интересным ему показался деревянный идол — ведь ясно, что его возраст измеряется далеко не веками. Это явилось сенсацией, несмотря на то, что возраст находки определить было совершенно невозможно.
Обычно изделия из органики долго не хранятся, законсервировать их можно только в пещерах при постоянной температуре или, что случилось с идолом, в торфе. Поскольку он очень большой (на тот момент его высота достигала 5,3 метра), а дерево уже не очень прочное, идола извлекали частями, за последовательностью фрагментов никто не следил. В 1914 году В.Я. Толмачев собрал все части воедино подобно пазлу, получилась огромная деревянная статуя с выразительной головой, испещренная сложным орнаментом, в котором, если приглядеться и пофантазировать, можно разглядеть человеческие лики, животных и растения. В свое время Большой Шигирский идол, как его окрестили, состоял из цельного куска лиственницы, резьба была нанесена каменным топором. У него объемная голова, длинное тулово в виде доски, обтесанной со всех сторон, а самый низ представляет собой конус. Но этот конус очень небольшой, и хотя Толмачев и другие исследователи писали, что он, видимо, вкапывался в землю, это вряд ли могло быть, потому что конус настолько мал, что он не выдержал бы пятиметровой высоты. Скорее всего, идол прислонялся к дереву или столбу, следов того, что он привязывался, под микроскопом не обнаружено. Еще один небезынтересный факт: кусок дерева, из которого изваяли идола, перевернут вершиной вниз — тонко чувствовавший природу древний человек понимал, что если сделать наоборот, дерево по капиллярам начнет впитывать воду и гнить. Произведением искусства идола назвать нельзя, это все-таки первобытная культовая вещь, в него вкладывался прежде всего духовный смысл. Когда вглядываешься в линии на его «теле», то поражаешься развитой мифологической системе представлений о мире. Резным геометрическим орнаментом тулово покрыто со всех сторон: зигзаги, волнистые и прямые линии, составляющие елочкообразные фигуры, личины, которые вместе с орнаментом образуют отдельные фигуры. Некоторые из них напоминают человека, другие зооморфны или изображают растительный мир. Каждый может разглядеть на идоле что-то свое, в меру собственной фантазии. Трактовать символы спустя 9 с половиной тысяч лет практически невозможно, но если руководствоваться этнографическими знаниями, накопленными на сегодняшний день, то можно многое прочитать. Сразу от головы идет фигура, состоящая из двух двойных зигзагов, которые сходятся и образуют ряд незамкнутых ромбов. Зигзаг — символ воды, змеи, ящерицы, то есть можно предположить, что эти сюжеты олицетворяют нижний, подземный мир. Далее можно различить подобие растительной фигуры, она имеет елочкообразные линии, затем что-то похожее на птицу, а в конце можно заметить женщину и мужчину. Пусть это будет история жизни на земле. Но любая трактовка условна, ведь за 9 тысячелетий может сохраниться традиция, а смысл ее — полностью измениться. Ученые предполагают, что это может быть изображение духов, которые связаны с разными мирами, ведь у древнего человека мир состоял из одухотворенных предметов. Тогда поэтажное расположение изображений может говорить о соподчиненности, иерархии всего сущего. Или это древняя версия сотворения мира? Возможно, у этих фигур совершенно иной смысл, который постичь нам уже не дано.
Так уж случилось, что извлекли божка из земли не в самое легкое время. 9,5 тысячи лет он целым хранился в торфе, но пережить в целости гражданскую и отечественную войну ему не удалось, эти печальные события укоротили идола на 2 метра. До сих пор неизвестно, где утраченная часть, никаких документальных свидетельств о том, что она списана, нет. Впрочем, ее могли просто сжечь в печке в лютые времена… Следующий жизненный этап у идола начался с 1997 года. Хранители Екатеринбургского краеведческого музея обнаружили, что необходима реставрация, но прежде чем приступить к ней, рискнули из внутреннего слоя взять 30 граммов древесины, чтобы отправить ее на радиоуглеродный анализ для точного определения возраста экспоната. Тогда и возникла цифра — девять с половиной тысяч лет. Это потрясло: ведь получается, что Шигирский идол старше египетских пирамид и Ноева ковчега. Это самая древняя деревянная скульптура в мире! С этих пор Шигирскому идолу оказываются особые почести, для него сооружен специальный стеклянный саркофаг, эффектно подсвечиваемый со всех сторон, установлены кондиционеры, поддерживающие постоянную температуру +16 °С, посетители допускаются только небольшими группами. Что ж, ему не привыкать к почтению.