Итальянский проныра

В 1946 году маленький вездесущий симпатяга мотороллер Vespa осчастливил своим появлением римлян, и с тех пор без него никуда. Он прекрасно маневрирует в пробках, способен ловко проскользнуть в улочки, закрытые для автомобилей, совершенно не требователен к парковке и доступен почти каждому.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Итальянский проныра_foto Итальянский проныра_foto

Обаятельный, суетливый, шумный Vespa стал первым успешным мотороллером в мире и символом послевоенного возрождения если не всей Европы, то уж Италии — точно. Простым людям в личное пользование нужен был недорогой цивилизованный транспорт, далекий от спортивной и гоночной специфики довоенных мотоциклов, на котором удобно передвигаться по разрушенным бомбежками дорогам, — об этом раньше других догадались руководители судостроительного концерна Piaggio. Главной идеей был  отказ от всего лишнего и, как следствие, максимальная простота при невероятной практичности и смешная цена. Проект мотороллера разрабатывал авиаинженер, поэтому Vespa являл собой абсолютное новшество: в основу конструкции был положен бескаркасный несущий корпус фюзеляжа самолета. Свое название Vespa («Оса») получила благодаря аэродинамической форме, напоминающей тело насекомого. Впервые сошедшие с конвейера мотороллеры были выкрашены в цвет бордо, позже типичным для Vespa стал серый металлик.

Итальянский проныра_foto Итальянский проныра_foto

О новом мотороллере заговорили во всем мире, а компания Piaggio стала продавать лицензии на его производство в других странах. Vespa можно было найти практически в любой стране: от континентальной и островной Европы до Бразилии и Индии. В Советском Союзе появилась копия итальянской модели — «Вятка». А британский рынок начал выпускать скутеры. Уличные хулиганы были очарованы ими — в условиях города скрыться от полиции легче на скутере, так как он маленький и маневренный и способен легко ездить и лавировать там, где автомобилю и даже мотоциклу проход закрыт. По прямой дороге на скутере от полиции убегать бесполезно, но если использовать преимущества и уйти на узкие тропинки, во дворы, туда, где много близко расположенных друг к другу поворотов, то скутер догнать весьма сложно. Эти достоинства скутеров часто использовали английские подростки в различных ситуациях. В 60-годы скутеры стали культовым транспортом мод — представителей британской молодежной субкультуры. Моды щеголяли в дорогой и часто антикварной одежде, коллекционировали раритетные музыкальные пластинки и были без ума от скутеров: этот малыш давал свободу перемещения по ночным клубам, когда все автобусы давно уехали в парк. Свои двухколесные фетиши моды украшали хромированными деталями: подножками и дополнительными зеркалами заднего вида, которых иногда набиралось больше десятка. В фильме «Квадрофения», основанном на одноименном альбоме любимой модами группы «The Who», Стинг, сыгравший роль одного из главных героев, ездил на Vespa GS, которая сверкала хромом, зеркалами и прочими блестящими накладками.

Увидеть и полюбить

Будучи в Риме, нужно хотя бы раз прокатиться на Vespa. Можно взять напрокат мотороллер, освященный культурной традицией прошлого века, и, нимало не стесняясь его пролетарских корней, пролететь по улицам Вечного города.

Посмотреть на мотороллеры, а также почти игрушечные машинки, велосипеды, пожарную машину с одним передним колесом и аэроплан можно в музее Piaggio (viale Rinaldo Piaggio 7, Pontedera, www.museopiaggio.it, 10:00—18:00).

 

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Кристина Фадина
Фотограф: Dreamstime.com