«Победа» над обстоятельствами

Давно минули времена, когда на чистых мостовых стояли постовые в белоснежной форме, на перекрестах царил порядок, а личный автомобиль был недостижимой мечтой. Но «Победа» — вот она. Легенду отечественного автопрома по-прежнему можно обнаружить в транспортном потоке — в качестве напоминания об эпохе раннего автодизайна, неспешной езды и советской основательности.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже

Год выпуска автомобиля «Победа» год выпуска

«Победа» над обстоятельствами_foto

Этим летом «Победа» отметит очередной день рождения: 28 июня 1946 года с конвейера сошла первая серия легендарных легковых автомобилей. Разрабатывать машину начали еще в февральские дни 1943 года, когда Горьковский автомобильный завод периодически бомбили, а остатки немецкой 6-й армии сдавались в плен под Сталинградом. И хотя в качестве прототипов узлов шасси в будущей «Победе» использовались элементы конструкции Opel Kapitän, она практически во всем оставалась истинно советской машиной: сверкающая хромом красавица, выехавшая на дороги сразу после войны, служила знаком перехода к радостям мирной жизни.

«Победа»: сделано в СССР

«Победа» над обстоятельствами_foto «Победа» над обстоятельствами_foto

По дизайну и компоновке «Победа» оказалась впереди многих иностранных аналогов послевоенных лет. Один из первых в мире автомобилей с кузовом понтонного типа — без выступающих крыльев, подножек и фар — обладал двигателем, вынесенным вперед, в пространство над балкой передней подвески. Массовые зарубежные авто с теми же характеристиками появились только через несколько лет после «Победы», причем их выпуск считался колоссальным прорывом и сопровождался активной рекламной кампанией. Воздушный отопитель салона оставался дополнительным оборудованием на многих иностранных моделях вплоть до 60-х — на «Победе» он был с самого начала.

«Победа»: технические характеристики

По сравнению с американскими аналогами «Победа» с ее двигателем небольшого рабочего объема выглядела скромно. Из версий с четырьмя и шестью цилиндрами по указанию Сталина выбор был сделан в пользу первой: сказалось тяжелое послевоенное положение с горючим. «Победу» не назовешь мощной. До 100-километровой скорости она разгоняется за 46 секунд, а ее максимальная скорость — 105 километров в час. Но «Победа» и не предназначалась для гонок. Неторопливая поездка в комфортном авто с первыми в СССР электрическими указателями поворотов, стоп-сигналами и обдувом лобового стекла — разве это не достаточный повод для радости?

«Победа»: название

На стадии проектирования автомобиль назывался «Родина». Узнав об этом, Сталин иронически усмехнулся: «Почем «Родину» продавать будете?» Намек был понят, и скоро машину переименовали в «Победу».

 

Андрей Липгарт — инженер-конструктор

На долю конструктора Андрея Липгарта выпали и пять Сталинских премий, и опала, и проблемы из-за немецкого происхождения. На посту главного конструктора ГАЗа он провел 18 лет. Едва заступив на пост, Липгарт передвинул письменный стол из отдельного кабинета в большой чертежный зал — чтобы всегда быть вместе со своими коллегами и подчиненными.

Подписаться на рассылку

Чтобы оформить подписку заполните форму ниже
Автор: Игорь Цалер