Путь «Жука»

Автомобиль Фердинанда Порше, известный всему миру как «Жук» и созданный при прямом участии Адольфа Гитлера, с виду всего лишь неброская машина-труженик. Но именно ей было суждено стать самым массовым автомобилем в истории. С 1938 по 2003 год с конвейера сошли более 21,5 миллиона «Жуков», причем классический дизайн оставался без изменений.
Путь «Жука»_foto

По приказу фюрера

В 1933 году в берлинском отеле «Кайзерхоф» состоялась встреча между Адольфом Гитлером и конструктором Фердинандом Порше. Диктатор потребовал создать надежный автомобиль стоимостью не более 1000 рейхсмарок, который он в своей речи на открытии Берлинского автосалона обещал каждой немецкой семье. Гитлер обратился по адресу: Фердинанд Порше загорелся той же идеей маленького авто, способного перевозить двоих взрослых и троих детей на скорости 100 км/ч, задолго до фюрера. Конструктор уже предлагал свой маленький и недорогой заднемоторный автомобиль нескольким производителям, но неизменно получал отказ.

С окном или без?

Главной проблемой немецкого автопрома 30-х годов была глухая задняя стенка: установка заднего окна не давала технологам уложить цену автомобиля в требуемые 1000 рейхсмарок (эта цена составляла треть стоимости самого дешевого тогда автомобиля!). Гитлер же в обязательном порядке хотел это окно при сохранении низкой цены. К началу 1938 года в реализацию проекта было вложено почти два миллиона рейхсмарок, в Нижней Саксонии было начато строительство огромного завода, а любой гражданин рейха теперь мог еженедельно вкладывать пять марок на специальный счет в качестве предоплаты за свое будущее авто.

Все для народа

Гитлер назвал машину KdF-Wagen в честь нацистской организации Kraft durch Freude («Сила через радость»), но скоро новинка обрела другое, не менее официозное название —Volkswagen. «Народный автомобиль» начал вырисовываться: усиленное плоское днище вместо рамы, четырехцилиндровый двигатель за задней осью, независимая торсионная подвеска всех колес. Конструкцию делали максимально простой, чтобы свести к минимуму возможные поломки. К эскизу облика будущего «Фольксвагена» приложил руку сам фюрер: он настаивал на «биологичности» дизайна и предложил скругленный обтекаемый кузов, похожий на спинку жука.

Путь «Жука»_foto

Спасти завод

Во время Второй мировой войны завод перешел на выпуск армейского «автомобиля-лоханки», и лишь несколько «Жуков» получила армейская элита. После войны город Вольфсбург оказался в британской оккупационной зоне, а автозавод был на две трети разрушен бомбардировками. Английские власти поставили условие: либо на заводе будет производиться не менее тысячи автомобилей в месяц, либо предприятие будет ликвидировано. Демобилизованные рабочие «Фольксвагена» достали оборудование из подземных бункеров и за месяц выпустили 1003 автомобиля «Volkswagen Type 1», который у себя на родине получил прозвище Käfer («Жук»).

«Жук» покоряет мир

В 1947 году в Вольфсбург приехал голландец Бен Пон, который увез с собой на родину пять «Фольксвагенов»: так Германия снова начала экспортировать машины, а «Жук» начал свое победное шествие. В 50-е годы ему не было равных в своем классе по мощи и комфортабельности в Европе. Американские солдаты, служившие в Германии, привозили с собой забавных «Жуков» в качестве сувениров: несмотря на то, что название автомобиля ассоциировалось с Гитлером, в 1953 году фирма Volkswagen открыла два американских филиала. Продажи в США начали расти как на дрожжах, и «Жук» стал первой массовой импортной моделью в США.

Авто для хиппи

Бум продаж машины, придуманной в 30-е, пришелся на 60-е. Надежная, прочная и необычная на вид машинка, которая теперь могла разгоняться до 100 км/ч за минуту и получила фирменное овальное окно сзади, пришлась по душе калифорнийским серфингистам и хиппи, которые раскрашивали «Жуков» психоделическими красками. Именно эта машина стала родоначальником такого подвида автомобилей, как багги: первые ралли на «Жуках» по песчаным дюнам Калифорнии проводились еще в 60-е годы. До сих пор в США в летние месяцы устраиваются тематические шоу поклонников «Фольксвагена», а в Англии ежегодно проводятся гонки на «Жуках».

Путь «Жука»_foto

Мотор!

Легендарный автомобиль не раз появлялся в голливудских фильмах. Главный герой серии комедий The Love Bug (1968—2005) — гоночный «Фольксваген-Жук» по имени Херби. В фильме «Спящий» (1973) герой Вуди Аллена смог с первой попытки завести «Жука», который простоял в пещере 200 лет. В мультфильме «Тачки» (2006) все жуки и насекомые представлены в виде «Фольксвагенов-Жуков».

Удачно припарковался

Припаркованный к обочине белый «Жук» с номером LMW281F присутствует на обложке альбома Abbey Road (1969) группы The Beatles. После выхода пластинки номерной знак был тут же украден в качестве сувенира. В 1986 году машина была продана с аукциона за 23 тыс. фунтов, а ныне она выставлена в музее Volkswagen в Вольфсбурге.

Как лодку назовешь…

В большинстве стран знаменитую модель «Фольксвагена» называют «Жуком», но есть исключения. Итальянцы зовут ее «Майским жуком», поляки — «Горбатым», французы — «Божьей коровкой», а финны и шведы — «Пузырем».

Новый «Жук»

С 1998 по 2010 год компания Volkswagen выпускала обновленную версию великой модели: симпатичный Volkswagen New Beetle выполнен в ностальгическом ретро-стиле, но, в отличие от классического авто, «Новый жук» получил передний привод.

Автор: Игорь Цалер
Фотограф: Dreamstime.com